b_250_0_16777215_00_images_04-15_2564_1299219764.jpgВ I квартале промпроизводство сократилось на 0,4% к тому же периоду 2014 г., сообщил Росстат, в марте и феврале выпуск снижался после двух месяцев роста. Драйверами спада стали обрабатывающие отрасли (минус 1,6%) на фоне роста добывающих (0,7%) и стагнации энергетики (0%; все цифры – к I кварталу прошлого года).

Квартальный спад зафиксирован впервые с I квартала 2013 г., за полгода до которого промышленность, согласно сезонно скорректированным данным помесячного выпуска, фактически ушла в стагнацию после посткризисного восстановления. Если за два года по март 2013 г. промышленный выпуск вырос к уровню 2007 г., по расчетам ЦМАКП с устранением сезонности, на 3,8% (уровень 2007 г. был восстановлен к началу 2011 г.), то следующие два года по март 2015 г. прибавили к этому уровню еще только 1,2 процентного пункта (до 4,6%). По данным ЦМАКП, с началом 2015 г. эта тенденция слабого роста могла быть прервана: в I квартале среднемесячный выпуск – в сравнении с предыдущим кварталом – сократился на 0,3% после полугодия нулевых темпов в IV и III кварталах и роста на 0,1 и 0,2% во II и I кварталах 2014 г. соответственно.
В то же время спад на 0,4% к тому же периоду 2014 г., зафиксированный Росстатом, во многом обусловлен влиянием календаря (на два рабочих дня меньше, чем в январе – марте 2014 г.) и теплой погоды, отмечается в аналитической записке ЦМАКП. Если устранить влияние этих факторов, то выпуск в сравнении с I кварталом 2014 г. не упал, а остановил рост, составивший 0% (после 1,3, 0,5, 1,3 и 0,8% в IV, III, II и I кварталах 2014 г. соответственно). Опросы промпредприятий, проводимые Институтом Гайдара, также зафиксировали, что промышленность от падения в I квартале удержалась и даже продемонстрировала символические темпы роста.
По данным Росстата, в обрабатывающей промышленности динамика выпуска колеблется от продолжения глубокого спада в машиностроении, в том числе транспортном и автомобильном (до 40–50% за квартал), до ярко выраженного роста отдельных отраслей пищевой промышленности (до 30% в производстве сыра). Однако главной негативной новостью стала фронтальная приостановка в марте выпуска на большинстве пищевых производств – вероятно, из-за роста цен и снижения спроса, отмечает ЦМАКП. По расчетам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), с начала года выпуск в низкотехнологичном секторе сократился на 1,6%: основа этого сектора – пищевая промышленность, которая, как ожидалось, должна стать главным бенефициаром импортозамещения – продуктовых антисанкций и девальвации, отмечают парадокс эксперты ИПЕМ.
В обрабатывающем секторе в целом в марте на фоне высокой инфляции, сокращения спроса, нехватки оборотного капитала продолжили умеренно сокращаться выпуск, новые заказы, закупки сырья и материалов, запасы которых упали до шестилетнего минимума, сообщается в исследовании деловой активности обрабатывающих секторов компании Markit для банка HSBC. Индекс деловой активности в обрабатывающей промышленности PMI в марте снизился до 48,1 пункта по сравнению с февральскими 49,7, оставшись четвертый месяц в отрицательной зоне (значения ниже 50 – спад активности, выше – рост). Однако некоторые промышленники надеются, что с ослаблением инфляции спрос и выпуск вырастут, приводятся в сообщении HSBC слова старшего экономиста Markit Пола Смита.
Снижение инфляционных ожиданий в промышленности подтверждает и мартовский опрос промышленников Росстатом. Торможение инфляции должно подтолкнуть ЦБ к дальнейшему снижению ставки, что улучшит доступ бизнеса к кредиту, хотя и при ставке 5,5% в прошлом году никакого промышленного бума не наблюдалось, отмечает директор Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ Георгий Остапкович: «Причины стагнационного развития промышленности лежат значительно глубже, чем в трудностях с доступностью кредитных ресурсов». Кризис – благоприятное время для предпринимательских стартапов благодаря расчистке рыночных ниш, однако сейчас молодые хотят работать не в бизнесе, а в органах контроля, а «ветераны бизнеса» при увеличении давления на предпринимательство вряд ли будут активизировать усилия, рассуждает Остапкович: «С учетом мнений руководителей промышленных предприятий, выявленных в мартовском конъюнктурном опросе [Росстата], можно предположить, что отрасль ожидает вползание в рецессию». Минэкономразвития прогнозирует сокращение промышленности в 2015 г. на 1,6%.

Ольга Кувшинова