b_250_0_16777215_00_images_2019_12_DSC_2270_.jpgТе компании, которые сегодня уже перешли на использование облачных технологий, освобождают свои площади от пыльной техники, а бюджет — от капитальных затрат на собственные серверные. Локомотив роста облачного рынка, по мнению экспертов, — крупный федеральный и региональный бизнес. Рынок облаков растет в среднем на 25-30% ежегодно. В облака идут промышленность, транспорт, банки, розничная торговля. Как именно костромские предприниматели могут использовать новые технологии для развития бизнеса и адаптации под изменяющиеся условия, рассказал директор компании МТС в Костромской области Василий ГОЛУБ.

– Василий, что такое «облака»? Большая виртуальная флешка для хранения информации? 

– Не совсем так. Облака – это не только ресурс для хранения данных, они позволяют организовать бизнес, не покупая «железо» в виде ИТ-оборудования, пользоваться лицензионным программным обеспечением по подписке, включая популярные офисные пакеты, создавать удаленные рабочие места. А также анализировать большие объемы информации, и, применяя Вig Data, формировать финансовую и бизнес-аналитику, анализировать поведение клиентов, чтобы формировать максимально персонализированные предложения. 

– Бизнесу сегодня приходится непросто. Одно из исследований зафиксировало, что прибыль снизилась у 47% опрошенных, средний чек упал у 28%, количество клиентов — у 30%. Расскажите, за счет чего компании экономят, переходя на облако?

– Оптимизация с помощью облачных сервисов составляет порядка 25-30% ежемесячно. Это хорошо заметно в среднем и малом бизнесе: один из клиентов #CloudMTS сравнил затраты на покупку и обслуживание серверов с использованием облачных технологий. В первом случае приобретение двух серверов обошлось бы в 380 тысяч рублей за каждый. Плюс ежемесячные затраты на обслуживание оборудования, обновление ПО, электроэнергию, проценты по кредиту и т.д. – это еще минимум 60 тысяч рублей ежемесячно. Итого 800 тысяч рублей стартовых затрат. Аренда ресурсов в облаке МТС с аналогичными характеристиками стоит до 40 тысяч рублей в месяц. Компания экономит 30% ежемесячно. К тому же владельцу бизнеса не нужно думать над покупкой «железного» сервера и найме ИТ-специалистов. Облачные провайдеры предоставляют хранилище, услуги по обработке данных и сервисную поддержку на всех этапах: от внедрения облака до ежедневных консультаций. Управлять своим облаком можно в личном кабинете нажатием буквально одной кнопки. Не нужно думать о регулярном обновлении систем и приложений — это полностью забота поставщика облаков. Такой гибкий подход позволяет существенно экономить.

– Получается, насколько безопасно передавать свои конфиденциальные данные облачному провайдеру? 

– Это даже безопаснее, чем если бы компания самостоятельно хранила и обрабатывала всю корпоративную информацию, размещала базы данных на физическом сервере, который может выйти из строя, например, из-за перепада напряжения или доступа третьих лиц. Чтобы бизнесу обеспечить высокий уровень защиты данных, нужен целый комплекс организационных и технологических мер. Только чтобы гарантировать отказоустойчивость, потребуется строительство нескольких площадок, которые распределены географически. Это – очень большие вложения.

Облачный провайдер полностью отвечает за сохранность информации: все устроено так, что данные доступны только клиенту и никому больше. Все данные хранятся в дата-центрах — например, у компании МТС на сегодняшний момент таких десять по стране. Дата-центры защищены от всех возможных видов проникновения и воздействия, включая природные катастрофы: провайдеры резервируют источники питания и каналы связи. Если, к примеру, электричество выключится, то заработает дизель-генераторная установка. 

– Как работает облако, если необходимо масштабировать бизнес, увеличивая число представительств, штат сотрудников? 

– На рынке есть примеры, когда целые бизнесы «живут» в облаке, и это не только сайты интернет-магазинов. Размещая ИТ-системы в облаке, можно организовать офис в любом месте: новый филиал подключится к виртуальному серверу и будет пользоваться корпоративными ресурсами, приложениями и ПО. Облака незаменимы в ритейле, в периоды пиковых продаж: благодаря возможности быстрого увеличения, ИТ-мощностей сервис легко подстраивается под текущие объемы продаж. После того, как «горячий» период закончится, бизнес легко может вернуться к прежним объемам потреб-ления облачных сервисов. 

– Растет ли скорость развития бизнеса с переходом на облако?

– Да, и мы знаем такие примеры. «Газпромбанк Лизинг» в августе прошлого года запустил новое направление лизинга автотранспорта в сегменте малого и среднего бизнеса и открыл более 20 филиалов по всей стране в короткие сроки. «Газпромбанк лизинг» изначально строил весь свой новый бизнес на основе облачных сервисов, не тратя время на закупку и настройку ИТ-оборудования, и сконцентрировал в облаке все: внутренние учетные сис-темы, бизнес- и офисные программы филиалов. Это позволило быстро масштабировать бизнес и получить рост прибыли.