1372143441_13639.jpgИнтерес населения к быстрым займам снижается, как и число тех, кто пользовался этой услугой в течение последнего года, отмечается в исследовании Synovate Comcon.

 Эксперты компании уточнили в беседе с порталом Банки.ру, что речь идет в первую очередь о продуктах микрофинансовых организаций (МФО).

Согласно данным исследования "РосИндекс" (проводилось в период со II квартала 2012 года по I квартал 2013-го) компании Synovate Comcon, популярность микрофинансирования падает. Эксперты опросили людей возрастом от 18 до 75 лет, жителей городов с населением от 100 тыс. человек, и выяснили, что количество желающих оформить быстрый кредит или заем неуклонно снижается, как и число тех, кто пользовался подобной услугой за прошедшие 12 месяцев.

Если во II квартале 2012-го услугами компаний, предлагающих быстрые кредиты, пользовались 1,7% респондентов, то в I квартале текущего года - 1,4%. И если чуть больше года назад брать быстрые кредиты или займы планировали 1,3% опрошенных, то к апрелю 2013-го таких людей оказалось 0,7%.

При этом уровень знаний о компаниях, выдающих быстрые кредиты, повышается. Так, во II квартале прошлого года такой информацией обладали 21,7% респондентов, а в I квартале нынешнего - 33,3%.

"Знание компаний, предоставляющих услуги по выдаче быстрых кредитов, по-прежнему растет статистически значимо. Однако пользование этими услугами и планирование ими воспользоваться продолжают наметившуюся в конце 2012-го тенденцию к снижению", - отмечают эксперты Synovate Comcon. Поэтому, по их мнению, уменьшение привлекательности быстрых кредитов связано не с недостатком информации, а с предыдущим опытом их использования.

Но эксперты Synovate Comcon вовсе не хоронят быстрокредитный бизнес. Описанная тенденция, уточняют они, не означает отсутствие у рынка потенциальных потребителей. "Очевидно, как и другие "новинки", быстрые кредиты поначалу привлекли несвоих пользователей: тех, кто не осознал условия предоставления услуги или свои возможности по возвращению кредита", - уточняют исследователи.

Как сообщила директор по работе с клиентами Synovate Comcon Людмила Бартенкова, речь в первую очередь идет о займах, которые предлагаются микрофинансовыми организациями. "Доля пользователей микрозаймами больше всего снизилась среди населения в возрастных группах от 18 до 24 лет и старше 45 лет. Это люди, которые сперва либо невнимательно изучили условия предоставления займов, либо переоценили свою возможность выплатить их своевременно", - комментирует Бартенкова.

Она отметила любопытную тенденцию. В прошлом году люди старшего возраста являлись основными потребителями продуктов МФО. Во II квартале 2012-го таких заемщиков было 46%, а на данный момент их число сократилось примерно на треть - до 30%. "Притом люди этой возрастной группы перетекают из МФО в банки, - продолжает Бартенкова. - Что подтверждается статистикой. За второй квартал прошлого года доля пользователей банковскими кредитами среди людей старшего возраста выросла с 35% до 41%. Такие заемщики, скорее всего, изначально соблазнились на легкие условия и быстроту при получении микрозаймов. Но со временем осознали их дороговизну и теперь обращаются за более дешевыми продуктами в банки, понимая, на что идут: то есть, занимая деньги, рассчитывают на свои силы, способность и готовность выплачивать кредиты".

Что касается молодых людей (число клиентов МФО этой категории, по данным Synovate Comcon, снизилось с 18,6% до 15%), то они, отказавшись от микрозаймов, вообще уходят с "заемного поля". "То есть побаловались, попробовали, с чем едят заемные деньги, не понравилось - ушли. Не так уж, видимо, им нужны были средства", - полагает Бартенкова.

Она рассказала еще об одном интересном факте. За указанный период вырос средний сегмент - от 25 до 44 лет - потребителей микрозаймов: с 36% до 55% (этот рост не покрыл общее снижение пользования микрозаймами). "Очевидно, основной причиной того, что самое активное и зарабатывающее население России идет в МФО, - испорченная кредитная история. Этот фактор резко снижает вероятность получения кредита в банке, а МФО готовы принять высокорисковых заемщиков", - рассуждает Бартенкова.

Общая тенденция, обозначенная экспертами Synovate Comcon, подтверждается материалами Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), по данным которого МФО сегодня доверяют 12% опрошенных, причем этот показатель упал на 5 процентных пунктов по сравнению с 2012 года.

Предправления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин объясняет выводы указанных исследовательских компаний тем, что клиенты МФО все-таки не совсем "бездумные". "То есть люди, единожды воспользовавшись микрозаймом и увидев последствия этого, больше в МФО не обращаются, - пояснил Янин. - Но такое поведение заемщиков в большей степени касается крупных городов. Тем более что в тех же миллионниках число "жертв" МФО не настолько заметно, как в небольших населенных пунктах, где микрофинансисты все активнее ищут своих наивных заемщиков".

Президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР) Михаил Мамута категорически не согласен с приведенными выше выводами и пытается найти им логическое объяснение. "Я хочу обратить внимание на то, что Synovate Comcon спрашивала население не конкретно про микрозаймы МФО, а про быстрые кредиты в целом. Я не раз сталкивался с тем, что восприятие предмета опроса у исследователей и респондентов различается, - подчеркивает Мамута. - Так что я предполагаю, что в эту выборку попали и серые компании, с которыми люди, столкнувшись один раз, больше не хотят связываться. Это не только понятно, но и хорошо. Потребитель становится разборчивее, он обращает более пристальное внимание на качество, а не только на скорость выдачи денег".

По словам Мамуты, некоммерческое партнерство микрофинансовых организаций "Микрофинансирование и развитие" (НП "МиР", входит в НАУМИР) всецело эту точку зрения поддерживает, поскольку серые кредиторы зачастую действительно нарушают права потребителей, а их методы работы, особенно в части возврата платежей, нередко нецивилизованные. "И то отрицательное мнение, которое о таких, по сути, "ларьках" у людей складывается, во многом объективно, - говорит президент НАУМИР. - Надеюсь, что впоследствии потребители, которым понадобятся займы, будут тщательнее подходить к выбору кредитора".

Мамута отметил, что тем самым появился еще один повод задуматься над вопросом неформального рынка быстрых кредитов. "Поскольку серые игроки не только создают проблемы заемщикам, но и усредняют восприятие микрозаймов в целом", - добавил он.

А что касается компаний, которые входят в НП "МиР" (а это более 50% объема регулируемого рынка), то, уверяет Мамута, число их клиентов имеет тенденцию к увеличению, что может свидетельствовать как раз о росте лояльности к компаниям, соблюдающим установленные законом и правилами саморегулируемых организаций (СРО) стандарты по защите потребителей. "По нашим предварительным оценкам, за первые пять месяцев этого года рынок займов от регулируемых МФО вырос почти на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2012-го. И одна из причин - это отказ потребителей от услуг нерегулируемого кредитного сектора", - убежден Мамута.

Руководитель департамента развития банковских продуктов БКС Банка Александр Дерягин полагает, что рынок займов будет расти, поскольку МФО готовы кредитовать людей с большим риском, чем банки. К тому же на маленькие суммы, что банкам с точки зрения их бизнес-процессов делать невыгодно.

"МФО играют на том, что показывают заемщикам не процент, а сумму переплаты. С точки зрения привлечения клиентов это оправданно, правильнее, чем указывать процент, - дополняет Дерягин. - Наиболее привлекательный продукт МФО - это быстрые займы до зарплаты. Если человек перехватывает 10 тысяч рублей на несколько дней, пусть и под 100%, и под 200% годовых, но быстро возвращает заем, по факту он особо ничего не теряет".

Юлия ПОЛЯКОВА, Banki.ru

http://finance.rambler.ru