b_250_0_16777215_00_images_2018_05_DSC_9340.jpgЛюбой предприниматель, решивший открыть новый бизнес, сталкивается с необходимостью обеспечить свой объект электроэнергией, будь то производственный объект, объект торговли или кафе. О том, как это происходит сегодня, «Костромскому Бизнес-журналу» рассказал начальник управления технологических присоединений филиала ПАО «МРСК Центра» — «Костромаэнерго» Юрий Горихин.

— Юрий Валентинович, важно ли для энергетиков, кто заявляется на технологическое присоединение к электрическим сетям — гражданин, предприниматель или крупная коммерческая организация? Сказывается ли это на условиях техприсоединения?

— У нас существует определенная градация заявителей, в частности, мы выделяем такую категорию, как юридические лица и индивидуальные предприниматели, мощность энергопринимающих устройств которых варьируется до 150 кВт, требуемый уровень напряжения не превышает 20 кВ, объекты отнесены ко второй или третьей категории надежности электроснабжения. Они могут претендовать на льготные условия техприсоединения. 

— И в чем выигрывают заявители этой категории в сравнении с прочими?

— Если для обычных категорий заявителей срок исполнения договора составляет от 4 до 6 месяцев, то для заявителей малого и среднего бизнеса он установлен 90 дней. Такое ограничение введено для того, чтобы повысить показатели инвестиционной привлекательности региона. Ведь оперативность техприсединения влияет на скорость реализации бизнесом своих проектов. 

— Каким документом установлены названные Вами сроки?

— Распоряжением Правительства № 147-Р, в котором утверждены целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов. Этот документ рекомендует ресурсоснабжающим и сетевым организациям обеспечить доступность услуг для потребителей с учетом положений целевых моделей, в том числе «Технологическое присоединение к электрическим сетям». Наряду с Минэкономразвития, Минстроем и Минэнерго внедрением целевых моделей занимается Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов. 

— Ну и как, получается у костромских энергетиков уложиться в заданные сроки?

— Да, за последние три года мы добились существенных подвижек. Начинали с двухсот дней, а теперь, если считать сроки по договорам, заключенным за последние полгода–год, вышли на цифру 80 дней от даты подписания договора до уведомления заявителя о готовности сетевой организации к технологическому присоединению. То есть мы укладываемся в установленный целевой показатель. Но хочется уточнить, что речь идет о среднем показателе, реальные сроки по каждому объекту могут быть больше или меньше в зависимости от конкретных условий. 

— Какие существуют помехи для ускорения работ по техприсоединению?

— Самые большие проблемы возникают, когда кабельная трасса проходит по территории многоквартирного жилого дома при отсутствии других путей ее прокладки. В этом случае нам необходимо получить согласование всех собственников квартир, а их может быть более ста и даже двухсот. 

Еще одна причина задержек — необходимость проведения спасательных работ по сохранению археологического и культурного слоя перед прокладкой подземных сетей по территорию города. Это тоже заметно тормозит нашу работу. Но даже с учетом названных факторов мы, как правило, укладываемся в заданные сроки, а вот заявители очень часто оказываются не готовы к техприсоединению.

— А в чем должна заключаться готовность заявителя?

— Он должен построить объект, на который подана заявка. Обычно, получив землю, предприниматель сразу заключает договор на техприсоединение, чтобы получить технические условия для начала строительства. Но за два с половиной месяца построить объект, будь то торговый центр, гостиница или офисное здание, не реально, как правило, стройка затягивается на два-три года. И получается, что мы обеспечиваем возможность техприсоединения, а присоединять-то еще нечего. В связи с этим происходит выхолащивание идеи ускорения процедур, поскольку скорость нашей работы теряет смысл. 

— Но если заявитель не выполняет своих обязательств по договору, то к нему можно применить штрафные санкции. Не так ли?

— Можно, но дело в том, что для данной категории заявителей плата за технологическое присоединение включает только себестоимостную составляющую. Образно говоря, льготный заявитель не платит за выполнение работ по строительству электрических сетей до своего объекта. А все затраты закладываются в тариф на передачу электроэнергии. Поэтому сумма неустойки, посчитанная исходя из стоимости договора, выходит очень незначительная. Она никого не пугает, не стимулирует к выполнению взятых обязательств. Так что, наверное, этот вопрос необходимо решать путем совершенствования законодательства. 

— Не приходится сталкиваться с тем, что заявитель заказывает максимально возможные по льготным условиям 150 кВт, а реально потребляет только малую часть этой мощности?

— Мы называем это термином «бумажная мощность». Почему это плохо? Сколько бы электроэнергии заявитель ни потреблял фактически, мы вынуждены держать для него тот резерв мощности, который документально закреплен в акте. Так же это создает помехи для вновь присоединяющихся потребителей, поскольку сетевая организация вынуждена присоединять объекты потребителей на более невыгодных и более тяжелых технических условиях. Сегодня у нас по региону существует «бумажной мощности» на десятки и даже сотни мегаватт. В год мы присоединяем порядка 70-80 МВт дополнительной мощности, а реальное потребление остается примерно на одном и том же уровне. 

Буквально на днях мы обратились в администрацию области с предложением выйти на федеральный уровень с законодательной инициативой об урегулировании данной проблемы. Может быть, стоит ввести ограничение по количеству техприсоединений за определенный период, как это сделано для физлиц, заявляющихся на присоединение мощности до 15 кВ — они могут воспользоваться льготой лишь один раз в три года. 

— Какую долю составляют заявители категории малого бизнеса в общем объеме заявок на техприсоединение?

— Общий объем инвестиционной программы нашего филиала на 2018 год составляет 925 млн рублей. Из них на техприсоединение выделяется 380 млн рублей, то есть более 40 процентов. От этого объема на всех льготных заявителей приходится 373 млн рублей, в том числе по присоединяемой мощности от 15 до 150 кВ — 119 млн рублей (остальная сумма — это затраты на техприсоединение льготников до 15 кВ). Таким образом, на категорию малого и среднего бизнеса приходится около 30 процентов от общих затрат на техприсоединение. 

— А каково общее количестве договоров на техприсоединение?

— По итогам 2017 года было подано почти 6 тысяч заявок на техприсоединение, заключено более 4900 договоров, исполнено 4454 договора. На текущий год план составляет: 6 тысяч заявок, 5 тысяч заключенных и 4640 исполненных договоров. 

— Юрий Валентинович, где предприниматели могут узнать подробную информацию о порядке техприсоединения? Куда им нужно обратиться?

— Можно обратиться к специалистам Центра по обслуживанию потребителей или к нам напрямую. В зависимости от того, какой бизнес предприниматель хочет организовать, какой порядок потребления мощности его интересует, каковы требуемая категория надежности и уровень присоединения, мы разъясним все условия и подскажем алгоритм действий. 

Работа по технологическому присоединению к электрическим сетям позволяет появляться новым предприятиям, способствует развитию инвестиционной активности бизнеса, обеспечивает рост экономического потенциала региона. Поэтому мы готовы к сотрудничеству по данному направлению с сообществами предпринимателей и открыты к диалогу со всеми заинтересованными сторонами.