b_250_0_16777215_00_images_2018_01-02_MG__8020-t.jpgУвлечение, бизнес и даже личное счастье – все у соорганизатора и руководителя уникальной производственной компании «Танцмастер» Михаила Левыкина связано с хореографией. Встречу для интервью он назначил в танцевальном классе. С Михаилом и его супругой Светланой мы, разумеется, беседовали «вокруг танца», хотя говорили обо всем. 

– Как давно вы стали жить танцем?

Михаил: Еще со школьных лет увлекся танцами: сначала в хореографическом кружке в школе, позже – в ансамбле бального танца «Костромская ладья» и в танцевальном коллективе «Спектр-70». За моими плечами – множество соревнований в России и за ее пределами, есть и победы. 

Светлана: Михаил очень много выступал с партнершей в других городах, ездил на учебу в Москву и заслуженно первым в Костроме получил «А»-класс! Это уровень танцевального мастерства, которого достичь не просто. 

Мы оба шли к танцам по-разному. Начинали в разное время, но в одном коллективе – ансамбле «Костромская ладья», который тогда размещался в здании клуба «Ременная тесьма». Сейчас уже этого здания нет, на его месте построили мечеть. Я занималась в группе девочек, а Миша танцевал с очень красивой партнершей. Я тогда была еще маленькая, а он уже «звездил». 

– И все же как-то пути ваши пересеклись?

С.: Это произошло случайно, когда мы оба уже стали взрослыми людьми. Был день рождения руководителя нашего ансамбля Галины Алексеевны Бакиной. Михаил туда мог не приехать, поскольку в тот вечер он уезжал в институт на сессию в Москву. Но перед отъездом все-таки решил забежать на минутку, чтобы поздравить руководителя с юбилеем. На торжестве мы встретились – и больше он меня не отпустил. 

– А что привело Вас к созданию компании «Танц-мастер»?

М.: Начинал я бизнес до встречи со Светланой. Исходя из своего танцевального опыта, видел, что была острая нехватка специальных товаров для танцоров: обуви, сумок для перевозки костюмов. Желание сделать что-то, что порадовало бы танцоров, и привело к созданию компании «Танцмастер».

Я закончил Костромской технологический институт, работал на заводах. Благодаря этому я знал, как построены технологические цепочки, производственные отношения. Посоветовался с друзьями-предпринимателями, обсудили вместе, что можно сделать, и решили образовать предприятие по производству товаров для танцевального спорта. Выстраивали бизнес-процессы потихоньку. Начинали с двух маленьких комнаток на территории завода «ДОС», взяли на работу всего двух людей. Потом стали расширяться, поскольку видели, что наши изделия интересны покупателям. Теперь в штате – больше 70 человек, продукция наша востребована. В итоге получилось предприятие, продукция которого пользуется спросом у костромичей. 

– А как вы, Светлана, нашли себя в проекте мужа?

С.: Я всю жизнь буду благодарить его за то, что он подарил мне возможность творческого подхода к работе. Не встреться мы с ним, я должна была бы работать, чтобы жить, и не реализовала бы себя на 100%. Сколько я себя помню, всегда любила танцевать и шить. И Михаил дал мне возможность заниматься именно этим.

М.: Светлана – творческий человек не только на сцене. Она хороший конструктор, разрабатывает красивые модели. Благодаря ей на нашем предприятии есть даже несколько направлений, модельный ряд для которых разрабатывает именно Светлана. Придумывая что-то новое, она вкладывает в дело душу. Увеличивая ассортимент, способствует росту рабочих мест. Получается, что Светланино творчество радует не только покупателя, но и работника, который может что-то сделать для клиента. 

– Михаил Павлович, как руководитель, вы вникаете и контролируете абсолютно все или строите работу по-другому?

– Я не знаю, кто бы лучше меня на нашем предприятии систематизировал весь набор элементов бизнеса. Ведь я постоянно собираю информацию по нашей сфере деятельности, общаюсь с предпринимателями Кост-ромы и других городов. Ведь бизнес – это не только то, что находится в границах какого-то здания или города. Это то, что его окружает в рамках земного шара. Поэтому нужно смотреть шире… Но со временем, я уверен, удастся подготовить и такого специалиста.

В своем бизнесе я опираюсь на поддержку коллектива. У нас работают люди положительные, стремящиеся к созидательному труду. Каждый на своем месте – профессионал. Естественно, я не обладаю доскональными знаниями всех этапов работы нашего предприятия. Знать все невозможно, даже если сам когда-то придумал эту технологию. Но я всегда могу обратиться к специалисту, который меня и проконсультирует. Считаю, что невозможно прописать каждый шаг в технологии, – достаточно установить рамки и предоставить человеку некоторую самостоятельность.

– Новаторские технические идеи на вашем производстве – дело привычное? 

М.: Да. Мы занимаемся развитием собственного оборудования и делаем производственную мебель и различные приспособления и устройства для создания комфортных условий труда наших работников. Как следствие, это приводит к снижению трудозатрат и себестоимости выпускаемой продукции. Хочу построить и внедрить на нашем предприятии станки с числовым программным управлением. Пора уже собирать их своими руками, а не покупать за границей. Увы, разместить такие станки и новые рабочие места у нас пока негде – нет места. 

Есть у меня и бизнес-план, и земельные участки в аренде и собственности, и люди, готовые работать, и задумки по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Хотелось бы достигать взаимопонимания и оперативности во взаимодействии с городскими властями. Хочу доказать, что идея расширения производств для Костромы перспективна с экономической и даже с имиджевой стороны. Но если рассмотрение вопросов бизнеса во властных кабинетах будет чрезмерно долгим, идеи могут реализоваться в другом городе, а наш не получит ни денег от предпринимательского творчества горожан, ни рабочих мест, ни развития во всех сферах.

– Михаил Павлович, «Танцмастер» – не единственный участок приложения ваших сил. Есть еще опыт и тренерской работы, и даже судейской…

– Весь мир состоит из взаимодействия людей, и вокруг общения все построено. Когда я начинал заниматься танцами, понял, что обучение должно происходить не только в Костроме, но и за ее пределами. Видя, какие колоссальные знания концентрируются в Москве, я старался бывать там почаще, учиться и привозить знания в Кострому. Некоторые люди считают, что стоит уехать за границу – и будет им счастье. Я же всегда склонялся в своих предпочтениях к дому родному. Этому правилу следую всю жизнь. Стараюсь везти информацию отовсюду, где бываю. Считаю, что Кострома достойна развития, и прикладываю к этому свои усилия. 

Учеба в других местах позволила получать знания и передавать опыт тем людям, которые учились за пределами Костромы меньше меня. Какое-то время я совмещал собственное спортивное танцевание и преподавательскую работу, позже занимался и судейством турниров. Но потом такое совмещение запретили, и я выбрал судейскую и тренерскую работу. Но прошло время, жизнь развивается по спирали, и на очередном витке мы со Светланой опять стали спортсменами. 

Вместе с супругой мы открыли программу поддержки соревнований по бальным танцам в России. Сегодня я – президент Федерации танцевального спорта Костромской области, соорганизатор ежегодного конкурса «Бал у Максима», в рамках которого прошли Первенства Костромы и Костромской области по танцевальному спорту. 20 января 2018 года «Бал у Максима» прошел уже в 21-й раз. Есть у меня еще одна идея: в теплое время года сделать соревнование по танцам на открытой площадке в центре Костромы, возле пожарной каланчи. Но останавливает непредсказуемая погода, которую не просчитаешь заранее. А под дождем или при сильном ветре будет не до танцев…

– С вашим совместным со Светланой возвращением на паркет связана какая-то история…

С.: Скорее, не история, а повод. Я попросила мужа научить меня танцевать медленный фокстрот, который мне очень нравится, но я никогда его не «пробовала». Коллектив, в котором я занималась, изучал советскую программу танцев: цыганский, русский лирический танец. А европейским и латиноамериканским бальным танцам уделялось меньше внимания. Михаил же занимался именно спортивными бальными танцами, освоил всю программу: медленный вальс, венский вальс, два фокстрота – быстрый и медленный, танго и пять латиноамериканских танцев. Он согласился, и мы начали с самых азов: с того, как называются шаги, па, причем учил названиям на английском языке. Это было в 2010 году, и именно тогда мы и родились как танцевальная пара. С тех пор участвуем в соревнованиях в возрастной категории «Сеньоры» (от 35 лет и старше).

Потом мы поехали практиковаться в Италию. Перед поездкой специально учили итальянский язык. Вообще мы считаем, что нужно хотя бы на начальном уровне знать язык той страны, в которую ты едешь. Например, когда мы планировали поездку в Германию, учили немецкий. Итальянский язык практикуем до сих пор и на бытовом уровне говорим неплохо. Правда, в бизнес-тематике наших познаний не хватило, и на деловой встрече с итальянцами пришлось прибегнуть к помощи электронного переводчика. И в итоге мы отлично справились.

Италия для нас – страна не случайная. Кроме танцев нас связывают с ней и партнеры по бизнесу, у которых мы закупаем оборудование и ткани. Причем с некоторыми контакты завязываются почти случайно. С одним из теперешних итальянских партнеров – владельцем мануфактуры Паоло – мы познакомились на выставке в Мос-кве и по его приглашению летом 2017 года приехали к нему в Неаполь. 

Кстати, нашу продукцию покупатели ценят не только за качество и творческий подход, но и за то, что мы сами являемся гарантом того, что она будет удобной и красивой. Мы выступаем на соревнованиях в костюмах и обуви собственного производства и всегда знаем, что они не подведут при выполнении даже самых сложных па. 

– Не было ли у вас мысли перебраться в Италию насовсем? 

С.: Мы периодически ездим в эту страну. Когда только начинали регулярные поездки в Италию, была мысль купить там какое-нибудь простенькое жилье. Но эта мысль быстро ушла. У нас в Костроме жизнь не хуже, чем в Милане или Неаполе. Да, здесь нет тех южных красот и моря, но все остальное есть! 

М.: Как можно все бросить и уехать? У нас здесь родители, друзья, знакомые, здесь наш бизнес и коллектив, который на нас надеется и за который мы, в известной мере, несем ответственность. Мы строим предприятие на доверии и компетентности, чтобы на рабочих местах были люди, компетентные в принятии решений и имеющие полномочия на это. Таким образом возникает автономная производственная система, способная работать независимо от нас, что дает возможность сосредоточиться на творческой составляющей бизнеса. 

С.: Наша убежденная позиция: нужно не ныть, а барахтаться в любой ситуации, как та лягушка, которая выбралась из молока на кусочке взбитого ею самой масла.