b_250_0_16777215_00_images_2017_12__DSC7019.jpgПсихологи говорят, что даже самую серьезную проблему можно решить, если поймать для этого волну правильного настроения. На Костромском ювелирном заводе, похоже, давно взяли этот принцип на вооружение. Создавая настроение покупателям своих изделий, здесь и на свои собственные трудности научились смотреть оптимистично. Директор КЮЗа Марина Валерьевна Сорокина убеждена: только так можно добиться успеха.

– Марина Валерьевна, кризис, вроде бы, еще не закончился, но ваш завод выглядит вполне успешным и в это непростое время. Витрины в магазине заполнены, покупателей много…

– Конечно, мы могли бы сложить руки. Пришлось уменьшить выпуск золота в три раза, по сравнению с предыдущими годами, и увеличили в 7 раз выпуск серебра. Прежде приезжали туристы и брали золото и бриллианты, а сейчас бриллианты покупают очень мало. Как выживать? Закрываться? Но ведь у меня четыреста сотрудников завода за спиной и еще сотня работников в 17 магазинах нашей сети. Многие из них на Костромском ювелирном заводе трудятся семьями и много лет. Как я их всех оставлю без работы? Да, очень сложно, не буду кривить душой. Бессонные ночи, бесконечные консультации и обсуждение сложившейся ситуации и поиски выхода – жить-то дальше надо! И коллектив понял, что крылышки складывать мы не намерены. Люди меня слышат, прислушиваются и начинают сами что-то придумывать, предлагать какие-то идеи. 

У нас каждый месяц выходит 30-40 новых изделий. Делаем легкие коллекции весом от полутора граммов для массового покупателя с учетом нынешней экономической ситуации. Если раньше в приоритете было золото, то последние два года популярно серебро не только в кольцах и серьгах, но и в значках и брошках. Хорошо идут изделия на темы растительного и животного мира, тематические сезонные коллекции. Вот сейчас, в начале зимы популярны значки в виде маленьких конечков, лыж с эмалями, без эмалей. Это необычно, оригинально и стоит действительно копейки. Вот и покупают такие вещи помногу, для подарков очень хороший вариант. 

Задача наших художников – создавать что-то интересное, веселое, радостное, чтобы человек улыбнулся. Ведь жизнь у нас сейчас такая непростая, у всех свои сложности, проблемы, заботы. А увидит человек наше изделие, пусть и маленькое, недорогое, но вызывающее добрые эмоции, – и порадуется, и настроение у него поднимется.

Мы не перестали ездить на ювелирные выставки и принимать участие в них. Законодателями ювелирной моды остаются итальянцы, они задают тон, идеи, и разработки у них шикарные. Мы ездим на их выставки, чтобы посмотреть, какие темы они берут, с каким металлом работают, какие вставки используют, какие цвета вводят в моду. К нам мода приходит позже, примерно на год. В Европе уже успокоились по поводу определенного тренда, а мы в России только-только его распробовали, освоили и заинтересовали им покупателя.

– Что же будет модно в наступающем году?

– Всегда беспроигрышна классика, она, как говорится, на все века и времена. Но есть, определенно, и современные направления. Например, синий цвет в ювелирных изделиях впервые продержался в моде сразу два сезона – 2015 и 2016 годы. Сапфиры, танзаниты просто доминировали во всех мировых коллекциях. А сейчас идет тенденция к спокойному стилю: в моде бледно-розовый, размытые оттенки фиолетового, матовые пастельные цвета, золотистый. 

Еще одна тенденция – цветные яркие камни и камни, контрастирующие с металлом. Это уже сейчас начинает быть модно, а на пик популярности поднимется буквально через несколько следующих месяцев. Изделия с яркими камнями должны гармонично сочетаться с одеждой или ее элементами. Под цвет камней может быть шарфик в тон или отделка блузки. Украшения – это элемент образа, призванный подчеркнуть вашу индивидуальность. Но в наступающем году пусть они работают над созданием эффектного образа, лаконичного и достойного, без вычурности и эпатажа.

– Ждать ли новинок-2018 в мужской ювелирной моде?

– У мужчин все, как правило, более консервативно, но и в их моде есть некоторые изменения. Например, еще некоторое время назад были актуальны ювелирные заколки для галстуков. Их делали из серебра и разного золота, с камнями и эмалями. Теперь это уже в прошлом. Мужчина будет в тренде, если на его галстуке будет слегка поблескивать маленький тематический значок на иголке – и этого достаточно. 

Ушли из моды и крупные кольца-печатки. Уже несколько лет признаком хорошего тона у мужчин считаются аккуратные небольшие печатки со скромным бриллиантом или фианитом – кто какой камень себе может позволить. То же касается и цепочек: толщиной в руку цепь носить нельзя, она должна быть не кричащей, но качественной. 

Если в нескольких словах характеризовать мужскую ювелирную моду 2018 года, то я бы сказала так: это мера, выдержанность и спокойствие. 

– Есть ли у вас в запасе что-то, чем вы готовитесь удивить покупателей под Новый год? 

– Мы стараемся регулярно обновлять сезонные коллекции эксклюзивных серий. И к холодам приготовили новую тематическую коллекцию брошей «Русская зима». Она выполнена в серебре с использованием поделочных и полудрагоценных камней. Главные ноты в этой музыке зимы – халцедоны, аквамарины, жемчуг и эмали. Коллекция уже изготовлена, сейчас проходит опробирование и скоро появится на прилавках. 

Зима только-только началась, но мы уже и о будущей весне подумали. К пробуждению природы готовим коллекцию брошей-подвесок и сережек под названием «Вода». В ней будут серебряные ведерки, наполненные нежными полупрозрачными аквамаринами, словно тающими льдинками, аквариумы с рыбками. 

В бриллиантовой группе пользуется спросом покупателей фантазийная огранка бриллиантов. Делаем коллекцию в таком исполнении уже не первый раз и знаем, что она обязательно найдет своего покупателя. 

– Бывает ли так: вы, производитель, уверены, что новая тенденция заслуживает самого большого внимания, а покупатели ее не принимают?

– Бывает. Вот, например, несколько сезонов назад на мировых выставках появился новый тренд – розовое золото. Для его создания используется специальная лигатура. Мы привезли с выставок это веяние, освоили производство розового золота, но российские покупатели его не поняли. Больше того, оно не пошло ни у нас в стране, ни в Европе. На следующий год золота такого оттенка уже не было ни у одной компании. Или другой пример – желтое золото тоже долго не приживалось у нас, как и бриллианты в белом золоте. Все принимали только традиционные сочетания обычных бриллиантов с красным золотом. К счастью, сейчас это уже в прошлом. Похоже, все согласились, что в белом золоте эти благородные камни смотрятся достойнее. Бывает, что народ сопротивляется новшеству, но постепенно все же приходит к нему, хотя и «со скрипом». 

– Это тем более удивительно, что Кострома считается ювелирной столицей России... 

– Да, именно! У нас только официально зарегистрированных ювелиров более двух тысяч. Ни в каком другом городе страны подобного нет. И, в общем-то, из Костромы все тенденции по стране и расходятся. По большому счету, мы воспитываем эстетический ювелирный вкус всех россиян. Эксклюзивные изделия в России, похоже, сейчас делаем только мы. Такие вещи, как у нас, не создает больше никто. Во-первых, нет специалистов или их очень мало, они все возрастные. Во-вторых, будем называть вещи своими именами, эксклюзив – не очень прибыльное дело. Даже любители уникальных украшений редко могут сказать, что конкретно они хотели бы получить, даже примерно не в состоянии набросать образ будущего изделия. Поэтому мы все придумываем сами. И в такой ситуации мы работаем вслепую, чаще всего не зная, будет продаваться наша новая коллекция или не будет. Правда, как правило, все-таки попадаем «в десятку». Но бывает, что часть коллекции так и не продается. И все же такие вещи нужны для имиджа предприятия, для того, чтобы все знали, что Костромской ювелирный завод, которому скоро исполнится 79 лет, живет, работает и способен творить такие чудеса, такие уникальные и красивые вещи, которые сотворить не сможет никто.

– Похоже, подтверждают правильный выбор пути КЮЗа и покупатели – своим вниманием к вашим эксклюзивным вещам?

– Да, так и есть. В прошлом году, например, мы привезли на престижную ежегодную ювелирную выставку «JUNWEX» внушительную коллекцию, но до выставочного павильона она не дошла. Все было распродано еще до начала работы выставки. В этом году серебряная коллекция с бесцветными кварцами на этой же выставке тоже почти полностью разошлась до официального открытия… 

Среди постоянных покупателей наших уникальных изделий – известные люди Костромы, Москвы, Санкт-Петербурга. Есть среди них и представители шоу-бизнеса. Певица Елена Ваенга три года подряд перед Новым годом непременно приезжает в наши магазины за ювелирными обновками. Наверняка, и в этом декабре снова побывает у нас в гостях. Другие популярные артисты, с которыми я лично знакома, – тоже частые гости у нас. Таких людей «цепляют» интересные вещицы, оригинальные, говорящие и создающие определенный стиль своего владельца.

– Всегда находятся «умельцы», которые без зазрения совести подделывают продукцию предприятия, стоящего на голову выше остальных. Вам доводилось обнаруживать следы таких «предпринимателей»?

– Увы, да, и не могу сказать, что это редкость. Поскольку изделия Костромского ювелирного завода уже давно воспринимаются покупателями как качественный, интересный и современный продукт, они и спросом соответствующим пользуются. И, к сожалению, случается видеть наши разработки в исполнении других производителей. Увидели у нас дизайн, облегчили изделие (наше, например, весит 2 грамма, а они сделали грамм или полтора), изменили на градус-два угол наклона завитка – и все, выдают за свое. Но мы не тратим время и силы на разбирательства с такими «копировальщиками». Как говорится, каждому свое. Я знаю, что мастера КЮЗа делают свою работу достойно и надежно. Наши цепи, как и положено, выдерживают вес до двух килограммов и не рвутся, застежки на наших сережках не ломаются, камни из колец не выпадают. Нам никогда не бывает стыдно за свои изделия, потому что работаем на совесть.

Наши художники-ювелиры пребывают в постоянном движении. Чтобы быть востребованными и идти в ногу со временем, им нужно учиться, оставаться в тонусе. Появляются новые технологии, все в этом мире движется вперед. И в ювелирной промышленности – та же ситуация. Например, появилась новая технология – прототипирование. Если раньше взял кусок металла, и из него выпиливаешь задуманную вещь. Сейчас же ты строишь, вырисовываешь изделие, строишь модель, потом она выливается. Все происходит в разы быстрее, удобнее и легче. Однако и от ручной работы мы не уходим. Например, ту же коллекцию «Русская зима» практически полностью мастера сделали вручную. 

– Качество – дело чести Костромского ювелирного завода. И, похоже, это у вас в крови, как и понимание ювелирного дела?

У нас вся семья – из ювелиров, пошли в это дело от прапрадеда, который был первым в России гравером. Мой дед и отец – все были связаны с ювелирным ремеслом. Сейчас я, моя дочка и ее муж, мой брат и его дети – тоже в ювелирной отрасли. Внучка Дарина, которой 6 лет, уже сейчас что-то понимает в ювелирном искусстве: рисует колечки, сережки, оценивает, в чем пришла бабушка, какого цвета камушки, как сделано. Она не просто девочка, которой нравится все красивое. Она понимает красоту. У меня будет кому передать завод. 

– С какими мыслями вы, Марина Валерьевна, входите в 2018 год?

– Не опускать руки и не сдаваться! Люди, которые делают красоту, обязаны оставаться трудолюбивыми оптимистами. Я знаю, жизнь улыбается тем, кто готов встретиться с ее улыбкой!

 

Поздравление с Новым годом от Марины Сорокиной:

В наступающем Новом году хочу пожелать всем крепкого здоровья, спокойствия и стабильности во всем, веры в хорошее, уверенного взгляда вперед с оптимизмом и почаще улыбаться даже по самым незначительным поводам! 

Будьте счастливы, любимы и удачливы!