b_250_0_16777215_00_images_2017_09_A-B.jpgВ сознании большинства профессиональный финансист – это человек, лишенный эмоций. Он всегда серьезен, немногословен, подчеркнуто холоден, поговорить с ним, кроме как о балансах и финансовых потоках, больше не о чем. 
Судебно-экономический эксперт, директор «Центра судебных экспертиз и аудита», соучредитель компании «ФинЭксперт», аудитор, преподаватель «Института Безопасности Бизнеса» Алла Бубнова – полная противоположность такого образа. Что нисколько не мешает ей быть одним из самых известных в Костроме профессионалов финансовой сферы.

– Алла Аркадьевна, расскажите, с чего начиналась Ваша карьера финансиста. 

– Конечно, с обучения. Мне очень повезло, моими преподавателями в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ были автор учебников по бухгалтерскому учету Николай Петрович Кондраков, академик Виктор Паулевич Суйц, автор книг по налоговому учету Лапина Ольга Гелиев-на и другие. 

Свою первую судебно-экономическую экспертизу я сделала в 1999 году. Это было уголовное дело по неуплате налогов, и по результатам экспертизы клиенту был вынесен оправдательный приговор. А уже в 2001 году, сдав экзамены в академии, получив квалификационный аттестат аудитора и лицензию Министерства финансов (тогда аудиторская деятельность подлежала лицензированию), я вернулась в Кост-рому и открыла свое первое предприятие.

– И дело сразу пошло?

– Я очень хотела заниматься аудиторской деятельностью. Но оказалось, что это не так-то просто. У тех предприятий, которые подлежали обязательному аудиту, уже были заключены договоры, а разосланные мною предложения по финансовому анализу отклика не нашли. Хотя мне кажется, что за финансовым анализом – будущее, поскольку именно он отражает перспективы развития предприятия. Понимая, что мои мечты заниматься аудитом тают, я стала искать что-то другое, свое. И занялась налоговыми спорами. 

– Вы были единственным сотрудником собственного предприятия?

– Нет, выполнять весь объем работы в одиночку было невозможно, и я стала искать сотрудников. Но так как весьма существенная сумма была потрачена на обучение, у меня не было возможности в первое время взять на работу квалифицированных специалистов. Тогда в качестве помощников я приняла на работу двух девушек – учащихся выпускного курса бухгалтерского учета Костромского технологического техникума. Я и сегодня говорю – это были лучшие сотрудники за все время моей деятельности! Они пришли с хорошей, качественной подготовкой, обе стали высококвалифицированными специалистами и уходили от меня уже на руководящие должности. Сегодня у каждой из них свое собственное дело. 

– В чем состояла Ваша работа?

– Мы стали заниматься налоговыми, трудовыми, финансовыми спорами. В то время была налоговая полиция, которая в дальнейшем прекратила свое существование. Но по налоговым спорам мы смогли поучаствовать в девяти уголовных делах и реально помочь нашим клиентам. Также мы занимались спецаудитом, который отвечает на конкретно поставленные собственником предприятия вопросы. 

После того как налоговая полиция прекратила свою деятельность, мы занялись уже независимыми судебно-экономическими экспертизами. На сегодняшний день нами проведено более 80 судебно-экономических экспертиз, в том числе более 20 – по уголовным делам. 

– То есть постепенно Вы нарабатывали опыт практической работы? 

– Да, и с 2004 года начала печататься в журналах «Семья России» и «Костромской бухгалтер». Профессия требует постоянного обучения, повышения квалификации. В 2008 году прошла обучение на «Президентской программе» по направлению «Финансовый менеджмент» в Институте дополнительного профессионального образования при Костромском государственном технологическом университете. Очень тепло вспоминаю то время, испытываю чувство большой благодарности по отношению к руководителю ИДПО Любови Бекеневой. Моя дипломная работа называлась «Управление предприятием на основе бюджетирования и управленческого учета». Считаю, что на каждом предприятии должен быть управленческий учет. 

– А чем он отличается от более привычного – бухгалтерского учета?

– Прежде всего целью. Конечная цель бухгалтерского учета – составление отчетов для пользователей вне организации. Потребителями бухгалтерского учета являются налоговые органы, банки, госкомстат, инвесторы. Управленческий же учет является средством управления, обеспечения планирования и контроля. Пользователи информации управленческого учета – собственники и управляющие различных уровней. 

Бухгалтерский учет не предназначен для защиты интересов собственника бизнеса. Для него он не показателен, не информативен, не оперативен. Управленческий же учет, при условии его грамотной постановки, способен снабдить собственника бизнеса всей необходимой информацией, выявить финансовые риски, спланировать действия. То есть управленческий учет прежде всего необходим для принятия оперативных и стратегических управленческих решений. 

– Сегодня в Костроме Вы известны не только как аудитор и судебно-экономический эксперт, но и как ведущий обучающих семинаров. Что Вас подтолкнуло заняться таким направлением?

– Знаете, какая была самая частая фраза у предпринимателей, которые обращались к нам, уже имея на руках акт налоговой проверки или решение суда по проигранному трудовому спору? «Я не знал, что я должен был это знать». Согласитесь, разве мы поедем в другую страну без путеводителя? А в бизнес часто идут, имея только одну идею, без элементарного бизнес-плана, без грамотного выбора системы налогообложения, без знания основ хозяйственного права и т.д. Именно поэтому неутешительная статистика о сроках деятельности предпринимателей. И у меня постоянно витала идея о том, что предпринимателям надо помогать именно обучением. 

В 2006 году я встретилась с д.э.н., профессором Татьяной Немцевой. Она пригласила меня в г. Тверь проводить семинары по финансовой грамотности для предпринимателей. Два раза в год я выезжала в Тверь, куда на мои семинары приезжали предприниматели из Омска, Новороссийска, Тюмени, Сочи, С.-Петербурга и других городов. После стала проводить семинары и в Москве.

– То есть образовательная деятельность, которая первоначально была сопутствующей, на каком-то этапе стала одной из главных? 

– Да, и тогда у меня возникла идея открыть образовательную организацию, чтобы начать обучение представителей бизнеса уже на постоянной основе. Чтобы повысить качество преподавания, в 2014 году я получила диплом преподавателя высшей школы по методике преподавания с использованием информационных технологий. В этом же году открыла образовательную организацию АНО ДПО «Институт Безопасности Бизнеса». И если с 2006 года я проводила семинары в других городах, то с 2014 года успешно провожу их в Костроме в Торгово-промышленной палате, региональном Бизнес-центре. Также провожу корпоративные тренинги по повышению финансовой и правовой грамотности собственников бизнеса, предпринимателей и их сотрудников. 

– Расскажите о проектах «Новая жизнь» и «Женская бизнес-школа». 

– В проекте «Новая Жизнь», который реализует АНО ДПО «Институт Безопасности Бизнеса», кроме меня участвовали социальный педагог, психолог и юрист. Все вместе мы проводили социальную адаптацию и ресоциализацию женщин, освободившихся из мест лишения свободы, через правовую поддержку, обучение и помощь в трудоустройстве. Данный проект стал победителем конкурса Президентских грантов и длился всего 9 месяцев. 

А вот проект «Женская бизнес-школа» – это было мое личное желание, успешно воплотившееся в жизнь. Его целью была помощь костромским женщинам в создании безопасного и прибыльного бизнеса. Обучение в школе длилось два месяца и было совершенно бесплатным для слушательниц. В программу входили правовые основы предпринимательской деятельности, основы маркетинга, бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, бизнес-планирования, трудового права, брендирования. 

– Почему Вы стремитесь помогать именно женщинам – недолюбливаете сильный пол? 

– Что вы, это совсем не так! Поверьте, за период своей деятельности я помогла и продолжаю помогать многим мужчинам разного возраста и социального положения. Просто женщин жальче что ли и они меньше, чем мужчины, верят в себя. Я заметила, что мужчинам легче обратиться за помощью, а женщины тянут до последнего, продолжая совершать ошибку за ошибкой. И еще одно наблюдение: мужчинам больше нравятся индивидуальные консультации, тогда как женщины лучше идут на коллективные, семинарные занятия. 

– Вы говорите об обучении предпринимателей. Но ведь не менее серьезные проблемы с финансовой грамотностью существуют и у обычных граждан. 

– Это действительно так. Поэтому мы на добровольной, безвозмездной основе занимаемся повышением финансовой грамотности костромичей. Ежедневно проводим две-три бесплатные консультации (больше, к сожалению, нет возможности) для социально-незащищенных граждан. Это малая часть того, что я могу сделать для города, который стал мне родным. Наша компания часто выступает партнером различных благотворительных программ. Один из критериев нашей деятельности, наш девиз – «Ни дня без добра!». Да, мы – финансисты, но не все же измеряется деньгами.

– В развитии темы финансовой грамотности: какая проблема, на Ваш взгляд, сегодня стоит наиболее остро?

– Не на должном уровне находится финансовая грамотность населения, вследствие чего большая закредитованность граждан. Среди наших клиентов есть предприниматели, которые брали кредит на развитие бизнеса и не смогли рассчитаться. Есть пенсионеры, которые при получении кредитов уже изначально не могли их погасить, а банки все предлагали и предлагали им кредитные карты, и они их брали. Есть множество случаев, когда люди оформляют в залог единственное жилье при получении потребительского кредита для расчета с предыдущим кредитом. 

Закредитованность населения – это не только чья-то личная трагедия, но и большая социальная проблема. Люди остаются без жилья, распадаются семьи, должники впадают в депрессию. 

– А в чем Вы видите выход?

– Во-первых, необходимо внести изменения в действующее законодательство. Я в своем блоге писала о необходимости на законодательном уровне ввести ограничения при залоге единственного жилья для взятия потребительского кредита (не ипотечного займа). Например, разрешать сделку только после консультации с независимым финансовым экспертом, который бы рассказал о ее возможных последствиях, смог бы показать человеку на конкретных цифрах все возможные риски.

– Вы сказали «во-первых», значит, будет и «во-вторых»?

– Второй путь – это процедура банкротства физических лиц, которая сегодня является требованием времени. Банкротство – это единственная возможность списать долги и начать жизнь «с чистого листа» – без исполнительных листов, коллекторов и судебных разбирательств с банками. Не зря эта процедура так и называется – финансовое оздоровление. 

В рамках действующего законодательства мы достаточно успешно этим занимаемся. Приятно видеть лица наших клиентов, которые прошли этот путь. Люди начинают улыбаться, появляется ощущение, что у них расправляются плечи, они становятся позитивнее и красивее.

– Вы учите других людей финансовой грамотности. А сами Вы всегда грамотно распоряжаетесь семейным бюджетом? 

– Наверное, здесь ключевое слово – «всегда». Признаюсь, я могу поехать в другой город на интересный семинар, расходы на который не были запланированы. Могу сделать подарок, исходя из желания, а не из возможностей семейного бюджета. Но основные «финансовые правила» я все же стараюсь применять. 

– Вы увлекаетесь стрельбой из пневматической винтовки. Откуда такая любовь к сугубо мужскому занятию? 

– Я из семьи военнослужащих. Мой отец в прошлом – офицер Вооруженных Сил, именно по долгу его службы мы и переехали в Кострому. Когда у родителей выпадали редкие выходные, мы всей семьей любили ходить в тир, где отец учил нас с братом пулевой стрельбе. Он с увлечением рассказывал о видах стрелкового оружия, о том, что нажатие на курок должно быть осознанным, то есть сначала принимаешь решение и только потом делаешь выстрел. Он учил слушать ритм своего сердца при стрельбе, управлять дыханием. Наверное, именно поэтому брат впоследствии служил в органах внутренних дел, а у меня это осталось увлечением. 

– Как Вы работаете, Вы рассказали. А как отдыхаете? 

– Для меня лучший отдых – это выезд на природу. Независимо от времени года отдых на природе – это возможность вырваться из рабочего ритма и поддержать положительные эмоции. Еще люблю играть в пейнтбол и, как уже говорила, посещать тир. 

– Младшая дочь не пошла по Вашим стопам – решила стать психологом, а не финансистом. Вы отговорили? 

– Ни в коем случае! Отношения с обеими дочерьми у нас складываются на основе свободы выбора. Я могу сказать лишь свое мнение, дать совет, но не более того. Выбор всегда за ними. Точно так же поступали и мои родители. Да и как можно в таком важном деле, как выбор профессии, отговорить или уговорить? Разве можно заставить любить? А ведь человек должен любить дело, которым он занимается. Только тогда он сможет использовать свой потенциал, свои способности и работа будет приносить удовольствие, делать человека счастливым. Кстати, моя старшая дочь – финансист, но это тоже был ее собственный выбор. Сейчас она является руководителем собственного предприятия. 

– И традиционный для завершения беседы вопрос – каковы Ваши планы?

– В планах продолжение повышения финансовой грамотности предпринимателей, открытие бизнес-школы для подростков, проведение судебных экспертиз, значение которых трудно переоценить при финансовых спорах, защита интересов собственников при аудиторских проверках. Одним словом, мы продолжим работу по всем направлениям и будем реализовывать новые интересные проекты.


г. Кострома, пр. Мира д. 3 А

ООО «ФинЭксперт» каб. 23.

АНО ДПО «Институт Безопасности Бизнеса» каб. 27.

Тел.: 8 (4942)501-456; 8 (4942)50-32-32; 8 (910) 196-88-44.