b_250_0_16777215_00_images_2017_07-08_NAGOROV-1.jpgВ канун профессионального праздника принято говорить об успехах и достижениях. Но разговор с гендиректором ООО ИСПО «Костромагорстрой», главой областного Союза строителей и председателем Совета СРО НП «Союз строителей Верхней Волги» Евгением Нагоровым получился совсем иным.

«Я считаю, важно обозначить проблемы, стоящие сегодня перед строителями и отраслью в целом», – заявил Евгений Геннадьевич, задав вектор интервью. 

– Что, на Ваш взгляд, мешает успешному развитию строительной сферы?

– Если говорить о жилищном строительстве, то это резкое снижение доступности ипотечных кредитов. Начиная с 2015 года условия их выдачи были серьезно ужесточены. Могу привести цифры по «Костромагорстрою». Если в 2014 году у нас было 800 «долевок» с поддержкой ипотеки, то в 2015-м – уже 420, а в 2016 году – всего 96. В этом кроется основная причина снижения платежеспособности покупателей жилья, хотя спрос на социальное жилье не уменьшается. 

Если банки не хотят кредитовать дольщиков, пусть кредитуют строителей, у которых есть обеспечение. А когда застройщик возведет жилье, оно уже сможет выступить залогом по кредиту, выдаваемому покупателю. Но сегодня застройщик не может получить кредит даже по коммерческой ставке в 15-18%.

Стоимость строительных работ сегодня не падает, стоимость материалов растет, а цена квадратного метра жилья в Костроме за последнее время даже снизилась. Это приводит к тому, что строители вынуждены работать с нулевой рентабельностью, а то и в убыток.

– То есть рыночная конъюнктура сегодня неблагоприятна для строительства?

– Главная проблема заключается не в этом, а в непродуманной государственной политике по отношению к строительной отрасли. 

Три года назад всех застройщиков обязали страховать ответственность по договору долевого участия. При этом серьезным государственным компаниям запрещено заниматься таким страхованием, все деньги уходят неизвестным страховым фирмам. В среднем стоимость страховки составляет порядка 8-10 тысяч рублей с квартиры. 

Теперь Правительство планирует внести изменения в 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве», и с 2018 года застройщики должны будут отчислять на каждый договор живые деньги. Видимо, создадут какой-то фонд, в котором будут аккумулироваться эти средства. 

К чему это приведет? Специалисты подсчитали, что если все предприятия ЦФО перечислят требуемый процент от стоимости, то получится 4,5 млрд рублей. Но если эту сумму разделить на среднюю цену квадратного метра, 35 тысяч рублей, то получится 128 тысяч кв. м. При средней площади социального жилья 50 кв. м это всего 2560 квартир. Для ЦФО это капля в море. Так что проблему новый сбор не решит, а и без того сложное финансовое положение строительных организаций ухудшит. 

– 8 лет назад строительная отрасль перешла к системе саморегулирования. Подтвердила ли она свою эффективность?

– Появление СРО позволило навести порядок в строительстве. До этого строительством мог заниматься кто угодно – получение лицензии было формальной процедурой. В итоге в Нижнем Новгороде в 2005 году провалился пятиэтажный дом, в Пензе просел второй этаж монолитного дома и т. д. 

В 2008 году «Союз строителей Костромской области» начал создавать свое СРО (саморегулируемая организация в строительстве), чтобы не идти в «примаки» к соседям. Нам нужно было собрать сто нормальных строительных организаций. И мы это сделали. К нам даже пришли ивановцы, ярославцы, присоединились дорожники. 

Принцип работы СРО – все отвечают за каждого. Если у организации – члена СРО провалился дом, то заказчик через третейский суд обращается в СРО, и мы из компенсационного фонда платим за эту организацию. Потом скидываемся, чтобы восстановить фонд, а с организации сами взыскиваем ущерб при возможности. К счастью, за 9 лет такого в Костроме не происходило. 

Саморегулирование позволило сделать строительный рынок более цивилизованным. Правда, появились и чисто коммерческие СРО, которые просто занялись продажей допусков. 

– Но ведь члены СРО должны вносить какие-то деньги?

– У нас взнос в компенсационный фонд составляет 1 млн рублей – 300 тысяч деньгами и 700 тысяч – страховкой (закон это позволяет). Вступительный взнос у нас составляет всего 15 тысяч рублей и членские взносы – 48 тысяч рублей в год (раньше было 60 тысяч). На эти средства существует дирекция организации, штат которой насчитывает всего 7 человек. 

– Как, на Ваш взгляд, будет дальше развиваться система СРО в строительстве?

– К сожалению, в руководстве отрасли есть люди, желающие вообще отказаться от системы СРО и вернуться к лицензированию строительной деятельности в прежнем виде. А компенсационные фонды при этом предлагается национализировать. 

Делается все для того, чтобы СРО распадались. Сначала была попытка увеличить минимальную численность до 500 членов. В этом случае костромские строительные компании вынуждены были бы перейти в СРО других регионов, например, в ярославское, и при этом вновь заплатить взнос в компенсационный фонд. 

К счастью, от этой идеи отказались, но взамен придумали другое условие для вступления в СРО: с 1 июля в каждой строительной компании должно быть не менее двух специалистов, включенных в Национальный реестр, имеющих высшее образование и большой стаж работы. Для небольших организаций это условие невыполнимо. Поэтому многие мелкие строительные компании сегодня выходят из СРО и работают просто как физические лица. Но и на этом реформаторы строительной отрасли не остановились, обязали средства компенсационных фондов размещать в банках на спецсчетах. Сами компенсационные фонды разделили на два: первый, как и был, фонд компенсации ущерба, а второй – фонд обеспечения договорных обязательств, средства которого направляются только по работам на бюджетных объектах. 

– Что-то многовато проблем для одной отрасли…

– Я еще не все перечислил. Есть еще проблема обманутых субподрядчиков. Это началось с сочинской Олимпиады и касается строительных организаций, исполняющих госзаказ, но работающих на субподряде. Выглядит это так: работа выполнена, объект генподрядчиком введен в эксплуатацию, а оплаты нет. И даже через суд получить деньги не удается. Для Костромской области это пока не так актуально, как для более крупных регионов, но прецеденты у нас уже есть. 

– После всего, что Вы рассказали, представляется чудом, что строительная отрасль еще жива.

– Отрасль выживет, хотя перечисленные новации и создают серьезные помехи для развития. Руки никто не опускает, застройщики стараются выполнять свои обязательства перед дольщиками. У нас ведь строители по-костромски упрямые, рассудительные люди, не паникеры. Они любят и знают свою работу, и в этом залог того, что отрасль сумеет преодолеть нынешние трудности. 

Тем не менее, в строительной отрасли есть положительные моменты. В частности, в Костромской области идет строительство жилья, выполняются государственные заказы, строятся школы, детские сады, ведется реконструкция производственных объектов, модернизация производства и укрепляется строительная база. Все строительные ресурсы: проектирование, изыскания, производство строительных материалов – готовы продуктивно работать на благо Костромской области. 

В заключение я хочу поздравить все строительное сообщество области с нашим профессиональном праздником и пожелать всем нам здоровья, благополучия и профессионального роста на благо земли костромской. 

С уважением, заслуженный строитель РФ

Е. Г. Нагоров