В третий день Костромского экономического форума в областной Торгово-промышленной палате прошла сессия «Развитие экспортной деятельности региональных предприятий: институты и инструменты поддержки». 

Первый вице-президент ТПП Костромской области Регина Зиновенко призвала участников, а их собралось более 70 человек, «взять максимум от сегодняшних экспертов», а председатель регионального отделения «Деловой России» Дмит­рий Аббакумов представил «редкого, удивительного, исключительного гостя» – вице-президента, члена Генерального совета, руководителя Дирекции по международной деятельности ООО «Деловая Россия» Нонну Каграманян. 

В свою очередь директор регионального департамента экономического развития Александр Свистунов в приветственном слове отметил, что областные власти заинтересованы в расширении экспортного потенциала костромских предприятий. 

mt_ignore

Выступление главного спикера, Нонны Каграманян, в режиме монолога было непродолжительным, основное время сессии она общалась с аудиторией в интерактивном формате. Эксперт рассказала, что «большая четверка» предпринимательских сообществ («Деловая Россия», «Опора России», Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата), являющихся в определенном смысле конкурентами внутри страны, договорилась о единстве подходов в вопросах экспортной деятельности. 

Говоря об итогах своей работы в «Деловой России» с момента, когда она возглавила внешнеэкономическое направление, Нонна Каграманян сообщила, что за 3,5 года было заключено 118 соглашений об экономическом сотрудничестве с различными странами. За этот же период были выработаны эффективные инструменты поддержки ВЭД и создан институт «бизнес-послов» «Деловой России» (это члены организации, российские граждане, живущие и работающие за рубежом, готовые оказать поддержку предпринимателям-соотечественникам в стране проживания). Наконец, «Деловая Россия» обеспечила свое присутствие на всех важнейших внешнеэкономических площадках, таких как форум в Давосе, встречи стран АТЭС, ШОС и БРИКС и т.д. 

Пользуясь представившейся возможностью, участники встречи, которые уже занимаются экспортными операциями или только намереваются это делать, задали эксперту массу вопросов. Они касались и ставок ввозных таможенных пошлин, и особенностей сертификации продукции для выхода на внешние рынки, и поиска оптимальной логистической схемы для доставки товаров иностранным партнерам, и сроков возврата НДС по экспортным поставкам, и нестабильности валютного курса, как фактора риска. 

Нонна Каграманян подробно ответила на каждый из вопросов и либо подсказала путь решения проблемы, либо назвала инстанции, в которые предпринимателю, задавшему вопрос, стоит обратиться. 

В итоге более чем за три часа, в течение которых шло заседание секции с участием московского эксперта, костромские предприниматели смогли получить массу ценной информации, которая, наверняка, пригодится им в дальнейшей деятельности.

Руководитель Дирекции по международной деятельности ООО «Деловая Россия» Нонна Каграманян: «На сегодняшний день создано много институтов и инструментов развития, однако информация не обо всех из них доходит до регионов. Это возможности и по линии корпорации МСП, и по линии Российского экспортного центра, финансовая и нефинансовая поддержка, и субсидирование расходов на участие в выставках-ярмарках, бизнес-миссиях, и компенсация расходов, связанных с логистическими издержками, сертификацией и испытаниями продукции и т.д. По итогам сегодняшнего заседания мы попробовали вместе с предпринимателями сформулировать ближайшие активности, которые можно было бы принять на уровне региона, чтобы тема сдвинулась и появилась дополнительная динамика. Так, на наш взгляд, было бы правильным обратиться с инициативой о создании регионального центра поддержки экспорта. Второе, во многих регионах работают экономические советы при губернаторе или правительстве, но эти структуры не всегда динамичны. Может быть, имеет смысл сделать постоянную ротацию экономического совета, чтобы бизнес региона максимально смог принять участие в его работе. Наконец, Кострома, как исторически купеческий город, могла бы сгенерировать проект, который бы позволил определенным образом брендировать и производственников, и промышленников, и всех предпринимателей. Это может быть воплощено в виде технопарка с преференциями для малых и средних компаний».