b_250_0_16777215_00_images_2017_02_000048_K.jpgВ год столетия социалистической революции российских предпринимателей ожидают почти революционные изменения в части применения контрольно-кассовой техники (ККТ). Но о том, чтобы переход на онлайн-кассы был максимально безболезненным, позаботится группа компаний «Спецучет».

Руководитель ГК «Спецучет» Юрий КРАСАВИН в среде костромских айтишников личность легендарная. Автоматизацией бизнес-процессов он начал заниматься в далеком 1997 году, будучи еще студентом «автоматчиком» костромского «технолога». За последние два десятилетия Юрий Красавин прошел путь от курьера в 1С:Франчайзи.АльфаСофт до владельца собственного успешного IT-бизнеса. 

— Юрий Евгеньевич, расскажите об истории создания группы компаний «Спецучет». 

— Первая компания, в создании которой я принял участие в 2002 году при компании «Аудит-Центр», называлась «Аудит-Софт» — у нас была идея сделать связку аудиторов и программистов. Потом мы с компаньоном создали компанию, которую назвали «Брэнд». Такое название не ограничивало нас в плане возможных направлений деятельности, мы могли заниматься чем угодно. А примерно 6 лет назад я с Андреем Соловьевым создал бренд «Спецучет» — со смыслом специальный, индивидуальный, уникальный подход к автоматизации учета клиента, или, как говорят на IT-сленге, «конечника» (конечный клиент, пользователь). В 2016 году ГК «Спецучет» получила аккредитацию Минкомсвязи как IT-компания. На сегодняшний день у нас в штате состоит больше десяти человек. Все сотрудники обладают высокой квалификацией, подтвержденной сертификатами компаний-разработчиков программного обеспечения и производителей контрольно-кассовой техники. На рынке нас в основном знают, как «автоматизаторов», хотя сегодня мы занимаемся и другими видами деятельности.

— Какие же услуги предоставляет своим клиентам «Спецучет»?

— Мы обеспечиваем поставку и сопровождение продуктов «1С», автоматизацию управленческих и учетных задач, продажу программы для сдачи электронной отчетности в контрольные органы — «Астрал Отчет», производим автоматизацию работы кафе, баров, ресторанов, отелей. 

Еще одно направление деятельности, которым начали заниматься сравнительно недавно, с мая прошлого года, это поставка и обслуживание контрольно-кассовой техники. Наш интерес к этому направлению был вызван изменениями законодательства, и в частности, введением онлайн-касс. Охват данного сегмента позволяет группе компаний «Спецучет» позиционировать себя на рынке как IT-супермаркет. Клиент приходит к нам с проблемой, и мы решаем ее комплексно — от поставки онлайн-кассы до модернизации программного обеспечения, установки электронной отчетности и изготовления ЭЦП (электронной цифровой подписи). 

— В нынешнем году должен произойти переход от автономных кнопочных касс к онлайн-кассам. Что это за «зверь» — онлайн-касса?

— Принцип работы онлайн-кассы таков. Теперь кассы должны быть подключены к интернету и отправлять электронные версии чеков в налоговую. В онлайн-кассе вместо электронной ленты (ЭКЛЗ) находится фискальный накопитель (ФН). Передавать чеки в налоговую будет посредник — оператор фискальных данных (ОФД). Когда пробивается кассовый чек, онлайн-касса с помощью фискального накопителя формирует так называемый фискальный признак и отправляет его на проверку оператору. Оператор фиксирует данные и высылает уникальный код — подтверждение. Касса хранит чек с этим кодом и фискальным признаком, а оператор фискальных данных передает информацию о пробитых чеках в инспекцию в режиме онлайн. 

— В какие сроки должен произойти переход на онлайн-кассы?

— Согласно новой редакции федерального закона 54-ФЗ уже с 1 февраля этого года при регистрации или перерегистрации кассы переход на онлайн-кассу является обязательным. Кассу старой модели поставить на учет уже не получится, хотя на ранее зарегистрированных аппаратах еще можно будет работать до 1 июля 2017 года. С 1 июля 2017 года торговля должна осуществляться только с применением онлайн-касс или старых модернизированных касс. Это требование не распространяется только на индивидуальных предпринимателей, работающих по системе уплаты единого налога на вмененный налог (ЕНВД) и по патентной системе, они обязаны перейти на онлайн-кассы на год позже — с 1 июля 2018 года. 

Особая коллизия возникла по предпринимателям, продающим подакцизные товары (пиво, алкоголь, сигареты). Даже если они являются плательщиками ЕНДВ, для них переход на онлайн-кассы произойдет не с 1 июля 2018 года, а с 1 апреля 2017 года. С этого же момента они обязаны печатать чек с выводом наименования проданного товара, так сказать, в развернутом виде.

— Онлайн-касса предполагает подключение к интернету. Но в нашей области есть населенные пункты, в которых нет устойчивого интернета. Что в этом случае делать предпринимателям?

— Во-первых, на уровне региона в ближайшие дни будет утвержден перечень населенных пунктов, где использовать онлайн-кассы, в силу удаленности от сетей связи, возможно без передачи данных в режиме онлайн. С текстом перечня можно ознакомиться на сайте 54фз44.рф.

А во-вторых, онлайн-касса позволяет работать без интернета, пробивать чеки в течение нескольких дней, но не более 30 дней подряд. Потом можно привезти кассу в место, где есть интернет, и она передаст всю накопленную информацию о продажах. 

— А правда, что теперь и интернет-магазины должны будут выдавать покупателям чеки?

— Действительно, если раньше при получении товара из интернет-магазина покупатель получал только бумажный чек от службы доставки или транспортной компании, то теперь интернет-магазины при оплате товара электронными средствами платежа в сети интернет обязаны выдавать покупателю электронный чек, отправляя его на электронную почту. 

— В чем, по-вашему, состоит причина введения новой контрольно-кассовой техники? Кого и чем не устраивают кассы старого образца?

— Очевидно, что для государства нынешняя «кассовая реформа» — это способ повысить собираемость налогов. После перехода на онлайн-кассы у многих предпринимателей выручка увеличится в разы, поскольку теперь будет фиксироваться весь оборот товаров. Для кого-то это может обернуться необходимостью перехода на другой режим налогообложения, ведь особые режимы, как правило, привязаны именно к объему выручки.

Подобное произошло при внедрении ЕГАИС: несмотря на то, что потребление алкоголя, реализуемого в магазинах, уменьшилось за счет того, что некоторые потребители перешли на «самогон» или домашние настойки, сумма уплачиваемых производителями алкоголя акцизов, напротив, увеличилась, особенно в ряде южных регионов. Этот перекос наглядно высветил теневой оборот алкогольной продукции. Теперь с введением онлайн-касс то же самое произойдет по остальной продукции. 

— А к вам в этой связи не было обращений от предпринимателей с просьбой так настроить кассу, чтобы скрыть от контроля часть оборота? 

— Это даже технически невозможно. Если касса не закриптовала, не зашифровала чек, то она его не распечатает и не отправит онлайн. Может, наши клиенты это понимают… по крайней мере, к нам обращений, о которых вы говорите, не поступало. Да и покупатель всегда может проверить легальность пробитого чека по уникальному QR-коду в чеке с любого смартфона через бесплатную программу налоговой.

— Существует множество моделей онлайн-касс. Какую марку вы бы порекомендовали костромским предпринимателям?

— Выбор ККТ сегодня действительно богатый, но мы предлагаем своим клиентам использовать смарт-терминал «Эвотор». Это плод совместной работы компании «АТОЛ», Сбербанка и Андрея Романенко (сооснователь QIWI), что, согласитесь, уже свидетельствует о серьезности данной разработки. Название «Эвотор» получено от сокращения словосочетания «эволюция торговли». Но я бы тут поспорил по поводу слова «эволюция», по-моему, это скорее революция, такой тектонический сдвиг в кассовой технике, новая эра.  

Смарт-терминал «Эвотор» очень компактный, но при этом обладает всем необходимым функционалом. Кроме полноценной кассы с фискальным накопителем, соответствующей изменениям №54-ФЗ, смарт-терминал умеет контролировать остатки товаров, анализировать продажи, предоставлять скидки и начислять бонусы, передавать информацию о выручке и проданных товарах, позволяет контролировать работу торговых точек удаленно через личный кабинет. Через USB-порты можно подключить необходимую периферию: пинпад для приема банковских карт, денежный ящик, весы, сканер штрих-кодов.   

Важная особенность «Эвотора» — возможность расширять функционал онлайн-кассы благодаря магазину приложений. Предприниматель сам выбирает, какие функции нужны для его бизнеса, и покупает подходящее программное обеспечение, не переплачивая за ненужный функционал. И что немаловажно, он стоит всего 28500 рублей. Таким образом, возможности крупного ритейла становятся доступны микро- и малому бизнесу.

— В свое время говорилось про денежную компенсацию в сумме 18 тысяч рублей при переходе на новую ККТ. Или это всего лишь слухи?

— Это не совсем компенсация, речь идет об уменьшении налога на эту сумму. То есть деньгами эту сумму никому не выплатят, лишь позволят уменьшить налог. Но, во-первых, это планируется сделать не для всех, а только для определенных категорий предпринимателей, которые применяют ЕНВД и патент и раньше не были обязаны применять ККТ, а во-вторых, решение по данному вопросу пока окончательно не принято. 

— Насколько сложен процесс регистрации онлайн-кассы?

— Мы советуем всем, кто приобретает онлайн-кассы, поручать ее регистрацию профессионалам. Да, сегодня можно зарегистрировать кассу без визита в налоговую инспекцию — в интернете через «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте nalog.ru. Но там нужна электронная цифровая подпись. Даже если она есть у уполномоченного лица организации, часто возникают сложности при попытках войти в «личный кабинет». Например, операционная система компьютера устарела. Или на днях возникла такая ситуация: мы регистрируем кассу организации, расположенной на проспекте Мира, а в «личном кабинете» такого адреса просто нет. Связались с налоговой инспекцией и проблему решили. Для Костромы это может и не очень характерный случай, а в Москве такое происходит повсеместно. 

Или другой пример: магазин, торгующий автозапчастями, собирается модернизировать кассу. Но проблема заключается в том, что онлайн-кассу они к своей старой кассовой программе подключить не смогут, потому что эта программа не обновлялась уже 5 лет. Надо вызывать нас — программистов!

И еще один полезный совет. Хотя согласно последним изменениям в законодательстве заключение договора на техническое обслуживание кассы перестало быть обязательным, лучше такой договор заключить, он обойдется в меньшую сумму, чем потери в случае поломки техники. Если в штате сетевых магазинов есть специалисты по обслуживанию ККТ, то для одного-двух магазинов договор на обслуживание — оптимальный вариант.

— Говоря о регистрации онлайн-касс, вы отметили, что «Спецучет» активно взаимодействует с налоговиками…

— Да, мы постоянно находимся на связи, пишем и звоним им в техподдержку, если возникают нештатные ситуации. Участвуем в проводимых налоговой семинарах. И должен отметить, что сотрудники налоговой службы очень оперативно и заинтересованно отвечают на все вопросы, стараются помочь, консультируют, разъясняют, советуют. Костромское руководство ФНС России создало рабочую группу для решения проблем в применении онлайн-касс. Наряду с сотрудниками центров технического обслуживания касс, спецоператоров связи и операторов фискальных данных в эту рабочую группу вошли и представители администрации области, Торгово-промышленной палаты, общественных организаций предпринимателей «Опора России» и «Деловая Россия», а также уполномоченный по защите прав предпринимателей. Я тоже вхожу в состав этой группы. 

— В нашей стране сложилась традиция оттягивать все до последнего момента. С переходом на онлайн-кассы такая же история?

— Скорее, некоторые сегодня ждут, что переход на онлайн-кассы отменят или хотя бы перенесут на какое-то время. Хотя уже сегодня мы наблюдаем поток обращений по поводу приобретения онлайн-касс. И здесь возникает проблема дефицита новой контрольно-кассовой техники. Москва и Санкт-Петербург в настоящее время получают онлайн-кассы в больших количествах, поэтому на остальные регионы их просто не хватает. Так что, если кто-то из предпринимателей думает, что за неделю до «дня икс» можно будет спокойно купить онлайн-кассу, он ошибается. При всем желании это будет невозможно сделать, по крайней мере, по рекомендованным производителем ценам. В январе техника уже выросла в цене от 1000 до 2000 рублей.

— Раз на онлайн-кассы существует повышенный спрос, наверное, их продажей сегодня занимаются многие компании?

— Да, число продавцов онлайн-касс в последнее время заметно увеличилось, но рынок сегодня настолько обширен, что на нем всем хватает места.

В отличие от тех, кто пытается «снять сливки» в условиях ажиотажного спроса, мы работаем на перспективу. У нас нет задачи просто продать как можно больше касс — мы предлагаем комплекс услуг по их сопровождению. 

— Юрий Евгеньевич, а как вас находят клиенты, ведь масштабных рекламных кампаний «Спецучет» не проводит?

— Часто клиенты рекомендуют нашу компанию друг другу — работает так называемое «сарафанное радио». Так на нас вышли предприниматели из Иванова и Кинешмы, услышавшие хорошие отзывы о нашей работе. Особенно нас ценят в том, что касается автоматизации общепита и отелей. Достаточно сказать, что «Спецучет» автоматизировал евростоловые «Дружба», «Гранд отель Аристократ», гостиничный комплекс «Волга», ресторан «У Солохи», гостиницу «Самоковская», шоу-бар «Центральный», «CRUISE HOTEL», гостиницу и ресторан «Ноев ковчег». Что касается онлайн-касс, то первую такую кассу в городе мы установили в ресторане развлекательного комплекса «Икра». 

Вообще, для программистов репутация, известность важна так же, как для врачей: в медицине работают многие, но на слуху всегда только самые лучшие специалисты своего профиля. Вот так и мы в своей сфере — в числе лучших. Пользуясь случаем, хочу выразить свою признательность сотрудникам и коллегам за поддержку и понимание, а клиентам — за интересные задачи по автоматизации, решение которых обеспечивает рост и развитие компании «Спецучет». А еще мне хочется сказать огромное спасибо человеку, чья поддержка для меня особенно значима и дорога, — моей маме.


Группа компаний «Спецучет»

г. Кострома, проспект Мира, 21, 7-й этаж, офис 21

Тел. 8 (4942) 457-500.   E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.