zak.jpgПостановлением Администрации Костромской области от 27.06.2013 №265-а утверждено Положение о порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Костромской области.

 

Глеб Зензинов,
главный специалист СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта»,
эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Справка:
Под оценкой регулирующего воздействия (ОРВ) понимается «процесс определения проблем и целей регулирования, выбора альтернатив достижения этих целей, с целью исключения излишнего и необдуманного регулирования, и, с использованием научных и поддающихся последующей проверке техник, применяемых на всей имеющейся доступной информации, а также с учетом различных мнений, полученных в ходе консультаций, анализа издержек и выгод выбранных альтернатив»1.
ОРВ — новый инструмент, отчасти напоминающий финансово-экономические обоснования законопроектов и имеющий обязательным компонентом публичные консультации с адресатами регулирования.

Принятие указанного Положения содействовало созданию в Костромской области предпосылок для формирования механизма обратной связи между бизнес-сообществом и органами государственной власти Костромской области в вопросах подготовки проектов нормативных правовых актов (НПА).
Вместе с тем, по сравнению со сложившейся на федеральном уровне и в ряде других регионов практикой проведения ОРВ, в Костромской области ОРВ проводится крайне редко. Согласно данным официального сайта департамента экономического развития Костромской области2, с момента внедрения процедуры в Костромской области (27.06.2013) было подготовлено только 12 заключений об ОРВ. При этом ни в одном из них не было сделано вывода о наличии в проекте НПА положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для хозяйствующих субъектов или способствующих их введению.
Отсутствие возможности оказать фактическое влияние на процесс подготовки проекта НПА путем направления в рамках ОРВ предложений может демотивировать хозяйствующих субъектов в участии в публичных консультациях.
В соответствии с пунктом 3 постановления Администрации Костромской области от 27.06.2013 №265-а ОРВ проводится департаментом экономического развития Костромской области с привлечением подведомственного ему ОГБУ «Агентство по развитию предпринимательства Костромской области»3.
Фактически, в соответствии с приказом департамента экономического развития Костромской области от 07.11.2013 №744, все основные процедуры, связанные с проведением ОРВ, включая организацию проведения публичных консультаций по проекту НПА и подготовку проекта заключения об ОРВ, отнесены к функционалу указанного Агентства.
Данный подход к распределению функций по проведению ОРВ содержит признаки нарушения требований пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», в соответствии с которым запрещается на общих основаниях наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В этой связи ФАС России выдано определение о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства5.
Получение и анализ замечаний и предложений хозяйствующих субъектов по проекту НПА, фактически проводимый другим хозяйствующим субъектом (а не органом государственной власти), с последующей подготовкой им же заключения об ОРВ способствует завуалированию ответственности за подготовленное заключение об ОРВ и напрямую сказывается на объективности сделанных в нем выводов о последствиях устанавливаемого проектом НПА регулирования.
Данное обстоятельство, наряду с широким перечнем оснований для не проведения процедуры ОРВ и недостаточной информированностью хозяйствующих субъектов о процедуре ОРВ, к сожалению, не позволяет в настоящее время сделать вывод об отнесении данной процедуры в Костромской области к действенному средству «снижения административных барьеров в экономике, призванному служить искоренению причин и условий, снижающих конкуренцию и порождающих коррупцию в российском обществе»6.

1 Википедия.
2 http://dep-economy44.ru/proceduraorv
3 Копия устава учреждения есть в распоряжении редакции.
4 Копия приказа есть в распоряжении редакции.
5 Копия определения есть в распоряжении редакции.
6 Как это указано в докладе Минэкономразвития России. Копия есть в распоряжении редакции.