IMG_0739.jpgРоссийское налоговое законодательство не стоит на месте, оно постоянно развивается и совершенствуется. Вот и в следующем году налогоплательщиков ожидает ряд серьезных новаций.  

О них, а также о текущей работе налоговых органов «Костромскому Бизнес-журналу» рассказал руководитель Управления Федеральной налоговой службы России по Костромской области, советник государственной гражданской службы Российской Федерации I класса Алексей Афанасьев.

 

— Алексей Евгеньевич, три четверти 2014 года позади, можно подвести его предварительные итоги. Чем ознаменовался этот год для налоговой службы?
— Весь год мы занимались подготовкой к переходу на новую автоматизированную информационную систему АИС «Налог 3» и сейчас вышли на финишную прямую. Сделано было много, прежде всего, в плане чистки данных. Дело в том, что налоговые органы консолидируют информацию, поступающую более чем из 15 ведомств. Это ГИБДД, Росреестр, Земельная кадастровая палата, миграционная служба, нотариусы и другие структуры. Актуализация информации происходит каждый год, но нынешний год стал в этом плане беспрецедентным. Мы практически устранили проблему дублирования в базах налогоплательщиков и объектов налогообложения.
Хочется подчеркнуть, что любая актуализация данных в рамках одного ведомства невозможна, это реально сделать, только координируя усилия всех структур. Пользуясь случаем, я хотел бы обратиться со словами благодарности в адрес руководителей трех ведомств — Управления Росреестра по Костромской области Ирины Федоровны Ахромченковой, Земельной кадастровой палаты — Ларисы Валерьевны Семеновой и БТИ — Владимира Борисовича Корозина. Они подошли к этой работе по-государственному, не считаясь с потерями рабочего времени, и очень помогли нам актуализировать информацию.
— Вы сказали про переход на новую программу. Он уже завершился?
— Нет, он начнется в конце октября–начале ноября и будет постепенным. Мы будем переходить на АИС «Налог 3» блоками, но к началу 2015 года переход должен быть в основном завершен.
Отмечу, что переход на новый программный продукт предусматривает фактически идеальные данные, поскольку они будут сконцентрированы на федеральном уровне. Такая централизация информационных баз шла в налоговых органах все последние годы: то, что раньше видели только инспекции, сейчас видят управления, а вскоре то, что видят управления, будет видеть Федеральная налоговая служба.
— А что такая централизация даст налогоплательщикам?
— Это позволит ввести единое налоговое уведомление на всей территории Российской Федерации. В настоящее время налоговое уведомление действует в рамках каждого субъекта. То есть налогоплательщик получает сведения о транспортном налоге, налоге на имущество и налоге на землю только в части тех объектов, которые находятся на территории одного региона. А, допустим, у жителя Костромской области есть квартира в Москве или дача в Кировской области, и в этом случае налоговое уведомление ему приходит оттуда. С 2015 года уведомление будет единым, оно будет включать сведения обо всех объектах недвижимости, транспортных средствах и земле, независимо от места их нахождения на территории страны.
— В следующем году вступят в силу новации налогового законодательства, касающиеся имущественных налогов. К чему в этой связи готовиться гражданам?
— 6 октября был опубликован федеральный закон 284-ФЗ, которым были внесены некоторые изменения в Налоговый кодекс, в частности, введена новая глава «Налог на имущество физических лиц». Тем самым поставлена точка в формировании всего налогового законодательства, поскольку раньше наряду с Налоговым кодексом действовал отдельный федеральный закон 2003-1ФЗ «О налогах на имущество физических лиц». Теперь он отменен, и с 2015 года все налоги в Российской Федерации регулируются одним документом — Налоговым кодексом РФ.
— Но ведь раньше предлагалось ввести объединенный налог на недвижимость…
— От идеи совместить два налога — на имущество и на землю, законодатель отказался. Так что и земельный налог, и налог на имущество физических лиц останутся, но вот подход к оценке имущества изменится. Налог на имущество будет исчисляться от кадастровой стоимости объекта. В силу этого налог станет более справедливым, поскольку кадастровая стоимость ближе к рыночной, чем инвентаризационная, которая применяется в настоящее время. Инвентаризационная стоимость очень условна, она зависит в основном от географического положения субъекта РФ. Самые высокие инвентаризационные оценки у нас были на Дальнем Востоке и в Сибири, а, например, в Москве, Санкт-Петербурге и Костроме они были примерно одинаковы, хотя понятно, что реальная стоимость недвижимости отличается существенно.
— А кадастровая оценка недвижимости уже проведена?
— Да, она проведена и утверждена губернатором. Может так получиться, что какие-то единичные объекты оказались пропущенными, но это не страшно, Росреестр и Земельная кадастровая палата проведут оценку в оперативном порядке. Информация о кадастровой оценке доступна на сайте Росреестра.
— Меняется подход к исчислению налогооблагаемой базы. Остальное остается неизменным?
— Нет, изменения коснутся и льгот по налогу на имущество. Если раньше физическое лицо, имевшее право на льготу, получало ее по неограниченному числу объектов недвижимости, то со следующего года льгота будет предоставляться только на один объект соответствующей категории. Например, если у гражданина есть две квартиры, два гаража и дом, то льгота ему может быть предоставлена по одной квартире, одному гаражу и дому, а на вторую квартиру и второй гараж льгота распространяться не будет. Налогоплательщик сам выбирает объект для льготирования, если же он этого не сделал, налоговые органы предоставят льготу по самому дорогому из объектов.
Кроме того, отменяются льготы на коммерческую недвижимость, находящуюся в собственности физических лиц. Например, пенсионер владеет неким производственным объектом, допустим, складом, и сдает его в аренду. Если сегодня налог за этот объект в силу действующего законодательства не платится, то с 2015 года ситуация изменится — льготы будут действовать только в отношении жилой недвижимости.
— От чего будет зависеть ставка налога на имущество?
— Дифференциация ставок налога будет зависеть в основном от вида объекта, а не от его стоимости, как это происходит сейчас. Законодательством установлено, что по жилой недвижимости ставка не может превышать 0,1 процента от кадастровой стоимости объекта, по коммерческой недвижимости ставка может доходить до
2 процентов, по прочей недвижимости ставка может достигать 0,5 процента.
Кроме того, вводится такое новое понятие, как вычеты из стоимости объекта. Эти вычеты будут предоставляться на квадратные метры: по жилым домам — 50 кв. м, по квартирам — 20 кв. м, по комнатам в коммунальных квартирах — 10 кв. м.
— Введение налога на имущество, исчисляемого по новым принципам, увеличит налоговую нагрузку на налогоплательщиков. Все ли «потянут» такое бремя?
— Налог на имущество сегодня является минимальным из налогов, которые платят физические лица. Так, за 2014 год мы исчислили порядка 550 млн рублей транспортного налога, 115 млн рублей налога на землю и только 95 млн рублей налога на имущество физических лиц. К тому же, чтобы смягчить переход, законодатель предусмотрел понижающие коэффициенты, которые будут применяться к разнице между суммами исчислений по старому и новому порядкам. Понижающие коэффициенты будут применяться в течение 4 лет: первый год — 0,2, второй — 0,4, третий — 0,6 и четвертый — 0,8.  Если взять для примера стандартный объект со средней инвентаризационной оценкой и средней же кадастровой стоимостью, то получится, что по ныне действующему законодательству налог составляет около 170 рублей. В 2015 году он будет, с учетом понижающего коэффициента, в районе 290 рублей. В дальнейшем сумма будет расти, пока не достигнет в 2018 году максимального значения — 778 рублей. Но больше увеличиваться она уже не будет.
— Если для всех плательщиков суммы вырастут, то хорошая новость заключается в том, что местные бюджеты будут пополняться от налога на имущество физических лиц в больших объемах. Правильно?
— Действительно, налог на имущество физических лиц полностью зачисляется в местные бюджеты, и более того, именно органы местного самоуправления должны будут принять нормативно-правовые акты в развитие нового закона.
Что касается роста поступлений, то я не думаю, что с учетом переходного периода он будет глобальным, но полагаю, что процентов на 75-80 сборы увеличатся.
— Алексей Евгеньевич, а какова текущая ситуация с налоговыми поступлениями в области?
— По налогам, идущим в федеральный бюджет, у нас наблюдается некоторое отставание. По состоянию на 1 октября, сборы составляют 90 процентов к уровню прошлого года, но до конца года мы планируем выйти на уровень в 95 процентов. Наибольший «недобор» идет по акцизам на алкогольную продукцию в связи с ситуацией, сложившейся на Галичском ликероводочном заводе. Плюс по ряду налогоплательщиков в этом году были значительные суммы возмещения НДС за счет роста экспорта товаров.
По региональным налогам ситуация складывается более благополучно: за 9 месяцев в областной бюджет поступило 8 млрд 250 млн рублей, что составляет 115 процентов к уровню прошлого года. В бюджеты муниципальных образований поступило 2 млрд 780 млн рублей, или 91 процент к уровню прошлого года. Здесь падение объясняется перераспределением налогов по уровням бюджетной системы: часть налогов от муниципальных образований ушла на уровень субъекта.
А в целом, консолидированный бюджет области продемонстрировал рост на 8 процентов к прошлому году. В основном этот рост обеспечен за счет налога на прибыль и налога на доходы физических лиц.