По данным Росстата, сельхозугодия России составляют 220 млн га — это 13% территории страны. 85% отдано в аренду. В начале 90-х гг. почти 50% всех земель разделили на паи. По закону в собственность оформлена в лучшем случае половина из них. 30% земель остались невостребованными. 40 млн га пахотных земель не используется, а если пашня не используется в среднем 10 лет, она становится непригодной для сельхозработ. За последние 15 лет площадь земель, которые можно засевать, сократилась на 15 млн га. Если в 1990 году общая площадь засеянных полей составляла 118 млн га, то в 2013 – только 78 млн га…
Земли в России столько, что она прокормила бы не только нас, но и полмира. Значительная часть сельскохозяйственных угодий в России не используется, села пустеют и исчезают — 23 тысячи деревень мы недосчитались за 25 лет. В одном из своих недавних выступлений на оперативном совещании при губернаторе директор департамента АПК Костромской области Сергей Иванов отметил: «Только в этом году посевные площади региона сократятся на 1,5 тыс. га, причем в некоторых районах области снижение обрабатываемых земель составит до 43%». Зарастают поля, исчезают деревни… Одна из причин этого негативного явления — нехватка молодых кад-ров. Отчасти это объясняется тем, что отсутствует принцип материальной заинтересованности: низкий уровень зарплаты, отсутствие перспектив для карьерного роста и т. д. Но это, как говорится, только верхушка айсберга…
По закону молодым специалистам, пожелавшим связать свою жизнь с селом, предоставляется право на получение в течение первых трех лет работы на селе единовременной или ежемесячной денежной выплаты. Учитывается и уровень образования. Чтобы получить «статус» молодого специалиста и рекомендацию к предоставлению выплат, нужно собрать множество справок! К тому же по возрасту этот человек, согласно закону, должен быть не старше 30 лет. Суммы выплат сельским специалистам довольно значительные, тем не менее, многие, проработав «положенный срок», уезжают из села, где о благах цивилизации можно только мечтать.
Молодые люди хотят не только иметь свое жилье, но и чтобы и школа, и детский сад, и больница были в шаговой доступности. И такое желание вполне оправданно. В некоторой степени решить проблему молодых кадров призвана государственная программа «Устойчивое развитие сельских территорий», которая действует до 2020 года. Согласно этому документу, помощь в приобретении собственного жилья на федеральном уровне полагается гражданам, проживающим в сельской местности, молодым семьям, а также молодым специалистам. Предусмотрены социальные выплаты из федерального, областного и местного бюджетов на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 70% от его расчетной стоимости. Так, к примеру, молодой специалист при строительстве дома оплачивает только 30% от общей стоимости, оставшаяся сумма погашается федеральным (40%) и региональным (30%) бюджетами. Кроме перечисленных общих условий специалист должен быть не старше 35 лет, иметь профессиональное образование и заключить трудовой договор с сельскохозяйственной организацией на срок не менее пяти лет.
Наличие жилья — это один из важнейших факторов закрепления специалистов на сельскохозяйственных предприятиях. С этим никто не станет спорить, но и в этой программе есть некий «камень преткновения»: а как молодой специалист, только вступающий в трудовую жизнь, сможет оплатить треть расходов на строительство жилья?
Предусмотрительные сельхозпроизводители не стоят в стороне от решения этого вопроса. В некоторых хозяйствах они взяли на себя часть государственных функций, пытаясь привлечь молодые кадры на село. Так, за счет собственных вложений руководство ООО «Луптюг» Октябрьского района Костромской области сейчас строит три одноквартирных дома для специалистов сельского хозяйства. Один из них в ближайшее время будет введен в эксплуатацию. Но даже решение жилищного вопроса не может уменьшить отток сельс-кой молодежи. «Оптимизация» — это слово у сельчан вызывает негативные эмоции. Некоторые ассоциируют его с терминами «развал» или «разрушение».
При нынешней «оптимизации» среднего образования, иначе говоря — закрытии на селе малокомплектных школ, начинают покидать село молодые семьи, которые раньше держали на дворе по несколько коров. Родители не хотят отдавать своих детей в интернаты. В целях «оптимизации» закрываются сельские больницы, амбулатории. Сельский фельдшер, обслуживающий с десяток отдаленных поселений, должен быть волшебником, чтобы вовремя прийти на помощь больному, и к тому же полиглотом, чтобы распознать симптомы всех болезней! Рисковать своим здоровьем и здоровьем своего ребенка молодые родители не хотят и стремятся уехать в город, где уровень медицинского обслуживания несколько выше. Не каждое сельское поселение может похвастаться качественными дорогами или современными спортивными сооружениями. Далеко не каждое…
Увеличение совокупности поддержки российского села — острая необходимость. Государство должно быть заинтересовано в помощи начинающим сельским специалистам. Многие проблемы нельзя решить только экономическими методами. В масштабах страны следует дать людям уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что о них заботятся. А они, в свою очередь, крепко встав на ноги, отдадут ему плоды своего труда.