b_250_0_16777215_00_images_08-14_000056_____.jpgСовместный проект областной телерадиокомпании «Русь» и «Костромского Бизнес-журнала» приходит в гости к тем, кто известен в нашем регионе с профессиональной точки зрения. Но если снять с них незримые вуали в виде навыков управленца, талантов политика, харизмы общественного деятеля, что останется? Останется суть – сам человек. Какой он? Это мы и выясняем. На этот раз «Без чинов» отправилась в одно из живописнейших мест областной столицы – к Ипатьевскому монастырю. Здесь, на стрелке Костромы и Волги, любит кататься на велосипедах с семьей главный врач окружной больницы г. Костромы, депутат областной думы Иван Богданов.

 

— Иван Анатольевич, добрый день! Позволите нарушить семейную идиллию? 

Любите велосипед? Вроде бы, Ваши коллеги по Думе летом все больше на гидроциклах катаются да на катерах.
— Откровенно скажу, что не могу позволить себе ни катера, ни гидроцикла. Езда на велосипеде — дело другое, это действительно доступный вид и спорта, и отдыха. С удовольствием катаюсь вместе с сыновьями или со всей семьей в свободное время. К сожалению, даже в выходные дни такая возможность выпадает не часто.
— Очевидно, велосипед — это любовь из детства. В каком районе Костромы выросли? По каким улицам гоняли на велике?
— Скворцова, Шагова, Никитская — вот территория моего детства. Хотя не только. Раньше детвора как-то проще и легче перемещалась, чем теперь, не было столько автомобилей. Мы почти всем двором проводили летние месяцы на реке. Приезжали сюда, на стрелку Костромы и Волги, бросали велосипеды и ловили рыбу. Хотя набережная не была благоустроена, песок да камни, но в 80-е годы здесь постоянно роились целые толпы детей с удочками. Сейчас, как видим, этого нет. У нынешних подростков другие увлечения.
b_250_0_16777215_00_images_08-14_000031.jpg— Семья Богдановых сегодня не в полном составе. А где второй сын и супруга?
— Жена дома, занимается хозяйственными делами. У нас так заведено, что семейный день — воскресенье, поскольку в субботу я, как правило, на работе. Сегодня — исключение из правил. Меня месяц не было дома, находился в служебной командировке, изучал организацию немецкого здравоохранения. Поэтому сразу после возвращения компенсирую длительное отсутствие, использую любую возможность для того, чтобы побыть с детьми, сегодня только с Ильей. Поскольку старший сын в Сыктывкаре, с друзьями.
— На этой площадке многие костромичи занимаются спортом. Безусловно, радует то, что все больше людей заботятся о своем здоровье. Хотя медицинская статистка, поправьте меня, если я заблуждаюсь, говорит о росте числа заболеваний среди наших соотечественников.
— Не то чтобы россияне стали больше болеть, просто мы, медики, стали лучше обследовать и, соответственно, больше выявлять. Современная диагностическая аппаратура позволяет своевременно диагностировать то, что раньше врачи могли обнаружить только у пациентов в очень запущенном состоянии. С другой стороны, больше двух десятилетий продолжался демографический спад, смертность превышала рождаемость, происходило старение населения. Естественно, чем старше человек, тем больше патологий. Сейчас эта негативная тенденция преодолевается. Наконец удалось приостановить естественную убыль населения. К здоровому образу жизни наше общество возвращается, но очень неспешно. Хотя, когда люди задумываются над тем, как они живут, что едят, что пьют, — они делают колоссальный вклад не только в себя, но и в своих детей и внуков, в свой род. Этим обязательно нужно заниматься, это наш генофонд.
— Закостромье — территория Первого областного избирательного округа — Вашего. Вас избиратели узнают? Статус не мешает кататься на велосипеде?
— Это настолько не важно, на велосипеде ты катаешься, на машине или ходишь пешком. Главное, чтобы ты дело делал, чтобы решал проблемы, с которыми обращаются люди. А вопросов на округе столько, что голова кругом идет.
— Почему тогда в 2010 году Вы решили избираться от этого округа? Это один из самых старых районов Костромы, жилой фонд соответствующий, коммуникации до сих пор есть не везде. Есть более благоустроенные районы, где работать депутатом проще.
— Честно говоря, стало обидно за людей. Округ на самом деле проблемный. А во время работы областной думы предыдущего созыва он оказался без депутата, который уехал еще до окончания полномочий. Брошенный округ не делает чести ни конкретному думцу, ни всему законодательному собранию, ни институту народного представительства в принципе. В 2005–2010 годах, будучи депутатом Думы города Костромы, я уже
занимался решением вопросов на округе, прежде всего, связанных с деятельностью Второй городской больницы. Хотя многие из проблем (прокладка тех же канализационных сетей) общие и для медучреждения, и для соседнего жилого фонда. Когда на Первом областном округе депутата не стало, пришлось взять на себя эту функцию, не имея мандата, взаимодействовать не только с муниципальной властью, но и с областной. На округе много промышленных предприятий, которым так же нужна поддержка. Поэтому когда наступили выборы 2010, решение лежало на поверхности, я пошел в областную думу, и жители округа поддержали мою кандидатуру.
— Как Вы считаете, повезло им с выразителем своих интересов в думе?
— Это не везение, а осознанный выбор. За 4 года нам многое удалось сделать. Это касается освещения, дорог, коммуникаций. Хотя изначально я не очень верил в то, что удастся проложить хотя бы метр канализации. Это такая не сдвигаемая проблема для Закостромья и Первомайского. Я на округе первый раз увидел, что в XXI веке в столице региона под брошенными кое-как досками бежит ручей из фекалий по переулку между многоэтажными домами, кстати, муниципальными. Самое страшное, что в них вместе со взрослыми живут дети, которые воспринимают это как норму.
А это далеко не норма. Когда мы прекратили это безобразие, общими усилиями подключили первые три многоквартирных дома к центральной канализации, я несколько дней ходил очень гордый достигнутым результатом. А потом начали поступать следующие обращения, и стало ясно, что решена лишь малая часть проблем округа. Но в чем-то было уже проще — единожды найденный механизм сейчас пытаемся поставить на поток.
— Сколько метров проложенной канализации сейчас в активе депутата Богданова?
— Это не актив депутата Богданова — это актив города и его жителей. Думаю, что работу правильнее измерять в настроениях людей, которые узнали, куда прийти, к кому обратиться для того, чтобы застарелые вопросы сдвинулись с мертвой точки. Вспоминаю 2005 год, когда любое действие депутата, направленное на решение хозяйственных проблем, воспринималось как вмешательство в дела администрации города. По сути, власти народной депутат тогда не представлял. Была градация: свой–чужой. Проще было договориться о чем-то для себя лично, чем для жителей округа. Это сейчас наступило понимание того, что, оказывается, администрация и дума созданы для людей, а не наоборот. 10 лет назад этого не было. И только многолетний опыт совместной работы привел к тому, что не нужно теперь с каждым даже незначительным вопросом пробивать враждебную чиновничью среду. Проблемы, с которыми обращаемся к власти, стали обдумывать, обсчитывать, их решение по возможности закладывают в бюджет.
— Жителей не только Закостромья, но и всех костромичей беспокоит проблема сохранения исторической части города. На мой взгляд, до сих пор она имела фрагментарное, а не комплексное решение.
— С самого первого дня пребывания в качестве депутата понимаю, что не мне, даже не городу, а всей нашей области необходимо программное решение вопроса — возвращение Костроме звания Жемчужины Золотого кольца России.
На территории страны совсем не много городов, жители которых по праву могут сказать, что на нашей земле возродилась российская государственность, наш менталитет на века был спроецирован на всю страну. Конечно, это должна быть программа. Только для бюджета города, да и области, сохранение исторического облика Костромы — непосильная задача. Необходима помощь федерального центра.
Сегодня особенно актуально напомнить о том, что Россия — страна с древней историей, многовековым укладом, успешным опытом многонационального государства. И нет ничего зазорного в том, чтобы подчеркнуть здесь роль Костромы.
b_250_0_16777215_00_images_08-14_000004.jpg— Кстати, о традициях. У Вас любопытная фамилия. Изучали ее происхождение? Богданов — это сын Богдана или Богом данный?
— Мой отец занимался изучением генеалогии. Он рассказывал, что мы родом со Среднего Поволжья. В этих местах так называли подкидышей, то есть детей, «данных Богом». Основателя нашего рода, как он говорил, младенцем подкинули в одно из сел Нижегородской волости. Произошло это в начале XVIII века. Не на каждом крыльце оставляли новорожденного ребенка. Судили по дому. Это было некое доверие. Естественно, никаких приютов тогда не существовало. И если такой ребенок появлялся в семье, его воспитывали, как своего.
— В продолжение разговора о Богом данном. Еще недавно так относились к медикам. Не столько как к профессии, сколько как к призванию. Сейчас, в эпоху всеобщей коммерциализации, кто приходит работать в отрасль?
— Очень жаль, что все движется в сторону завода, если говорить образно. Раньше медицина была мастерской художника, а сейчас превращается в конвейер. Раньше работу врача воспринимали как дар. Человек должен был доказать, что он может быть врачом с большой буквы, а сейчас это просто ремесло. Сегодня люди, которые приходят работать в нашу сферу, очень редко произносят слова «врачевание», «человечность». Когда начинаешь общаться с интерном, он спрашивает, не кто будет моим учителем, не что я должен сделать, чтобы освоить новое направление, а сколько мне заплатят за то, что я сделаю шаг, два, три. Обидно. Когда я начинал путь в профессии в 90-е, для большинства врачей было нормой 3-4 года ходить бесплатно на дежурства, чтобы просто видеть, как мастера оперируют, иметь возможность встать к столу и таким образом спустя годы попасть в большую хирургию. Это было подвижничество, разговор о деньгах вообще не шел. Сейчас же даже на одно бесплатное дежурство редко кто соглашается. Врачей не хватает. Каждый интерн, который приходит, на вес золота. Он спрашивает: сколько? когда квартиру дадут? А когда ему задаешь вопрос, сам-то ты что умеешь? Он отвечает, это Вы меня научите, но сначала заплатите. Но я думаю, не зря и наш регион, и вся страна такие титанические усилия прилагают для того, чтобы осмыслить, что происходит в отрасли. В итоге это коснется и подготовки специалистов, и кадровой политики. Очень длительное время мы жили в период безвременья. Уже не при социализме и еще не в капитализме. До сих пор экономические процессы до конца не зацементированы. Но уже определены ориентиры, по которым мы движемся вперед.
— И последнее. Что дальше с реализацией в профессии? Вы могли бы написать диссертацию, уехать работать в крупную столичную клинику. Что медицина и простая логика говорят о смыслах жизни после сорока?
— Да, я остаюсь в Костроме, казалось бы, дальше не расту, но как главврачу удалось привлечь в больницу еще десяток врачей. У них работа чуть легче, чуть больше возможностей появилось. Наверное, если человек после сорока может приумножить свои качества через других людей, это задача, достойная мужчины. Когда отрасль в итоге не загнулась, трансформировалась, там появились более профессиональные люди — для меня это признание того, что я не зря все это время работал и во главе больницы, и как депутат. В этом есть мой вклад и вклад моих коллег. Если сравнить уровень медицины 2005 и 2014 годов, состояние здравоохранения колоссально ушло вперед. И в том числе потому что мы не замалчивали проблемы, а говорили о них на всех доступных площадках, искали пути их решения.
— Я спрашивал о лично Ваших смыслах жизни. Вы отвечаете, как главврач и как депутат. А где сам Иван Анатольевич Богданов?
— Я очень скучный человек. Мои близкие часто и оправданно обижаются, что мало уделяю им времени. Думаю, что главное для мужчины — дело и, конечно, семья.