sorokina.jpgВ следующем году ОАО «Костромской ювелирный завод» будет отмечать 75-летний юбилей. Поздравления предприятию в качестве главы одного из крупнейших заводов региона будет получать Марина Сорокина. Три года назад она приняла эстафету от своего отца — Валерия Сорокина, который в следующем году, как и его любимый КоЮЗ, будет отмечать семидесятипятилетие.

Впервые мы познакомились пять лет назад — по заказу московского издания я писала статью о ювелирной династии Сорокиных. Валерий Васильевич выступал в роли столпа семейного бизнеса, молодой побег на семейном древе представляла его внучка Виктория — окончив университет, она пришла на завод заниматься маркетингом и продвижением фамильного бренда. А средоточием семьи профессионалов-ювелиров, в ходе интервью, оказалась Марина Валерьевна Сорокина. Она из тех женщин, кого невозможно забыть — даже попрощавшись, будешь мысленно еще не один день возвращаться к разговору. Потому что только по-настоящему сильные люди могут позволить себе быть настолько открытыми и естественными, а потому — притягательными.
Уважение коллектива завода и коллег-ювелиров досталось Марине Сорокиной не по наследству, она его честно заработала. Только человек, не знакомый с Валерием Сорокиным, способен подумать, что его дочери могло достаться что-то «просто так». Строгий, принципиальный отец и руководитель, Валерий Васильевич никому поблажек не делает. Пожалуй, именно родители и выковали ее крепкий характер, который до поры до времени прячется под женственной мягкостью. Женщине-руководителю приходится балансировать на грани крайностей — то проявлять железную деловую хватку, то позволять женской слабости взять вверх. Где-то надавить, где-то подтолкнуть, а чаще приходится самой стать «паровозом» и тянуть за собой большой состав: мощный завод, развивающуюся розничную сеть, социальные объекты и обязательства, второй вид бизнеса...
Могла ли представить шустрая красносельская девчушка Марина Сорокина, что приготовила ей судьба?
sorokina4.jpg— Младшие поколения актерских династий часто рассказывают, что первыми их детскими воспоминаниями были бархатные кулисы, запах театрального грима и огни рампы. А что вспоминается о детстве в семье ювелирной династии?
— Еще прадед Василий Сорокин занимался ювелирным делом, был первым гравером в Красном. Поэтому помню какие-то заготовки, модели, сканные орнаменты. Всегда хотелось взять их в руки и рассмотреть. Бывала на экскурсии на ювелирном заводе — эти сложные станки и машины приводили в восторг! Хороший вкус прививал и отец — дарил мельхиоровые украшения красносельского производства, о золоте тогда никто и  помыслить не мог!  В школе у нас были занятия по ювелирному делу. Очень их любила. Жаль, что ничего не сохранилось из тех моих работ — столько фантазии вкладывала в модели, да и выполнены они были на довольно высоком уровне, так что их забирали для экспозиции...
Сейчас практически все красноселы сняли с производства филигранные изделия — слишком трудоемкие в производстве, что сказывается на конечной цене. А мы хотим возродить традиции ювелирного промысла, готовим с нашими дизайнерами новую серебряную коллекцию посудной группы со сканью. Будем ее предлагать в своих фирменных магазинах.
— Никогда не было сопротивления, особенно в подростковом возрасте, что профессия практически определена заранее?
— Мне всегда нравилось заниматься «ювелиркой». Это сейчас появились специальности для ювелиров в вузах, а я в «технолог» пошла на инженера-механика, поскольку это была самая близкая к ювелирному производству профессия. Сразу после окончания меня взяли сюда технологом, потом ушла в декрет, позже пришлось с мужем-военным поехать в Поназырево. Какое-то время работала в одной коммерческой структуре, потом вернулась в Красное на ювелирное производство и больше уже призванию не изменяла.
На Костромском ювелирном заводе занялась отделом сбыта, очень много с художниками работали: что производить, какие вставки использовать. Если в плановой экономике производство диктовало условия торговле, то во времена свободного рынка сбыт начал  ставить задачи производству. Исследовала покупательский спрос, занималась мониторингом рынка и вносила предложения по изменению ассортимента. Этим занимаюсь и по сей день.
sorokina5.jpg— Ваша продукция представлена в ювелирных салонах России и СНГ. Изделия марки КоЮЗ хорошо известны, имеют надежную репутацию и постоянный спрос. Зачем начали «строить» свою розничную сеть?
— У Валерия Васильевича была установка — завод должен производить, а не торговать. Поэтому идею со своими магазинами мы не развивали. Но реалии рынка таковы, что при огромной конкуренции вся торговля перешла на схему реализации. То есть ювелиры отдают изделия в магазины «без денег», и когда товар будет продан — неизвестно. Получить внятный ответ, чем на самом деле интересуются покупатели, в такой ситуации нереально: торговле все равно, все непроданные  «остатки» магазины сдадут обратно на завод. А для нас это дополнительная нагрузка, увеличение затрат и впустую «замороженные» средства. Поэтому мы решили развивать свою розничную сеть. Так у нас будет понятный и прямой отклик от конечных покупателей.
Сейчас каждую неделю у меня 1-2 командировки, связанные именно с развитием нашей розничной сети, в которую входят 13 торговых точек. Пока наши фирменные салоны только в ближайших к Костроме городах ЦФО, но надеюсь, что мы свою сеть раскинем и дальше.
— Как быстро удается разрабатывать и  внедрять новые модели?
— У нас два художника-дизайнера и мы разрабатываем 30-35 новых моделей в месяц. По их бумажным эскизам на компьютере рисуются 3D модели, которые потом «растят» из воска. (На специальном 3D принтере распечатывают воском каждый слой поочередно, пока не «вырастет» готовая объемная модель. — Прим. авт.). По восковой модели отрабатываются процессы литья и так далее.  
Поскольку наш девиз «Качество, доверие, традиции!», и качество стоит на первом месте, мы каждую модель доводим до совершенства. На этапе внедрения ищем все возможные проблемные моменты  и только когда все они устранены, запускаем в производство. Так мы можем быть уверены, что не будет потом проблем с литьем, с закрепкой и так далее.
— Это вы про массовые коллекции говорите. А как обстоят дела с эксклюзивом? Тоже ежемесячно внедряете?
— Пожалуй, эта группа в России осталась только у нас — мелкосерийные эксклюзивные изделия. Украшения стоимостью по миллиону рублей, если это не конкретный заказ, больше не делаем. Но постоянно разрабатываем оригинальные коллекции с ограниченным числом экземпляров для ценителей. Мы подбираем для этих коллекций уникальные по красоте и качеству камни — турмалины, изумруды, сапфиры, редкостной красоты цитрины —
которые граним в собственном гранильном цехе. Это, кстати, затрудняет копирование наших изделий другими производителями: все закупают вставки стандартной огранки и размера, а у нас они отличаются от стандартов. Если кто-то и будет заказывать камни  под нашу копируемую модель, то они обойдутся дороже и пропадет смысл копирования — их  изделие станет неконкурентоспособным по цене.
sorokina6.jpg— Если не секрет, над какой коллекцией сейчас работаете?
— Разрабатываем коллекцию с  барочным жемчугом. (Жемчуг «барокко», или барочный жемчуг, имеет любые, кроме идеально круглой, формы — грушевидные, каплевидные, фантазийные  и т. д. — Прим.авт.) В мировой ювелирной моде он заявил о себе лет шесть назад, в прошлом году, наконец, стал популярен в России.
— Вижу, он вам тоже по душе — очень оригинальный барочный комплект сегодня вас украшает!
—  О да, мне барокко очень нравится. Вообще, жемчуг люблю давно и страстно. А этот еще и дает простор для художественной фантазии. В 2012 году мы показали на выставке анималистическую коллекцию с барочным жемчугом — там были пингвины, снегири. И сейчас ее продолжаем — будут броши, будут белые медведи, зайцы. И в белом, и в желтом золоте 750 пробы. Планируем изготовить около 15 украшений.
— Если не секрет, какой  будет цена в среднем на изделие из этой коллекции?
— Мы еще не устанавливали точные цены, думаю, что брошь можно будет приобрести за 40-50 тысяч.
sorokina2.jpg— А что случилось с той самой «фамильной» коллекцией сорок, представленной к 70-летию завода?
— Мы не стали ее ни продавать, ни перевыпускать. Оставили как есть, «в семье», все-таки сороки для Сорокиных — фамильный талисман. Но мы их не прячем, сорочьими брошами можно полюбоваться в наших витринах на выставках и на титульной странице сайта завода.
— Сейчас многие ювелирные заводы  практически перестают ездить на выставки, потому что подавляющую часть заказов торговля дает им через Интернет. Много ли у вас проходит заказов через сайт? И какой политики придерживаетесь в выставочной деятельности?
— Мы оставили 4 основные выставки: JUNWEX в Москве и Петербурге, традиционные летние выставки в Сочи и — дело принципа — в Костроме. Сама я посещаю основные мировые ювелирные выставки в Италии и Швейцарии, чтобы сверить направления в дизайне, понять, куда движется ювелирная мода и что в России будет в тренде через пару-тройку лет. Примерно на столько «запаздывает» к нам спрос на новинки.
Многие наши торговые партнеры, особенно из дальних регионов, перестают посещать выставки для отбора товара: проезд, проживание и питание выливаются тысяч под сто. Разумней эти деньги вложить в ассортимент. Поэтому сейчас через сайт мы получаем практически 80% оптовых заказов.
— У вас успешный ювелирный бизнес. Зачем потребовалось открывать еще и медицинский центр «Мир здоровья»?
— Ценность здоровья особенно остро осознаешь, когда тебе приходится бороться за жизнь. Намыкавшись по больницам в начале 2000-х, когда мне поставили страшный диагноз, сравнив, с чем имеешь дело у нас и как тебя обследуют в зарубежных клиниках, захотелось сделать действительно современный, достойный медицинский центр в Костроме.
— В вас столько страсти к вашей работе! А умеете, как Скарлет О’Хара, все отложить и сказать: «Я подумаю об этом завтра»?
— Года два как этому научилась, специально работала над собой. Голову бывает очень сложно отключить дома от рабочих проблем. Иногда среди ночи вскочишь, схватишь планшет — скорее записать, чтобы утром не забылось! И пока эту мысль не «скинешь», не заснешь до утра. Женщине очень важно научиться «выключать директора» и дома быть счастливой женой, мамой, бабушкой. Ибо если некому передать свои фамильные коллекции, свои знания, результат своих трудов, то теряется их смысл. В семье ценность любой династии…