ozerovv.jpgДепутат Государственной думы Андрей Озеров — частый гость на страницах нашего журнала. Однако в предыдущих интервью мы говорили о бизнесе, а политику затрагивали лишь вскользь.

 

— Андрей Александрович, какие законы, рассматриваемые в период осенней сессии 2013 года, Вы считаете особенно значимыми для россиян?
— Хочу обратить внимание читателей на некоторые законы этой осенней сессии, которые имеют большое значение для граждан нашей страны, — бюджет России на 2014–2016 гг. и пенсионная реформа.
— Несколько слов о бюджете России на следующий год?
— Бюджет — это всегда сложный документ, как китайская грамота, в которой с ходу разобраться не просто. Как и прежде, наш бюджет держится на нефтегазовых доходах. Однако объемы добычи нефти и газа исчерпаны: мы уже добываем около 517 млн тонн в год, как раньше при СССР. Аналогичное положение и в добыче газа.
2013-й был годом относительно благоприятной мировой конъюнктуры, но ситуация в нашей экономике сейчас не самая лучшая, мы имеем фактически нулевой рост (0,5–1,5%). Поэтому при подготовке бюджета на 2014–2016 гг. Правительство приняло решение о сокращении будущих расходов на 5%. Это уже похоже на системный кризис.
По сравнению с бюджетом 2013 года сокращаются расходы на образование, здравоохранение, культуру, СМИ и, как ни странно, на ЖКХ. Вместе с тем традиционно растут расходы на оборону —
на 18% по сравнению с 2013 годом, в основном за счет программы перевооружения. Существенно вырастут расходы по разделу «Физкультура и спорт», на 27 млрд рублей, в основном на подготовку к чемпионату мира по футболу. А вот рост зарплат бюджетников ожидать не приходится, и вряд ли будет выше 5%, что даже не покрывает уровень инфляции.
Следовательно, исходя из предлагаемых параметров бюджета, переход на инновационное развитие, рост экономики и благосостояния граждан Правительство в очередной раз отодвигает на потом, в надежде, что ситуация в экономике вдруг резко улучшится.
Поэтому фракция «Справедливая Россия» данный бюджет не поддерживает, называя его «депрессивным», и предлагает свой, альтернативный.
— А что с пенсионной реформой?
— Понятно, что пенсионная реформа 2002 года провалилась, Правительству надо было честно признать свои ошибки. На самом деле, новый виток реформы 2013 года — это желание за счет изменения пенсионной формулы уйти от дефицита бюджета Пенсионного фонда. Пенсионная система стала застывшим нежизнеспособным гибридом, висящим камнем на шее у бюджета. Предложения использовать в переходный период нефтяные сверхдоходы государства Правительство проигнорировало.
Обусловленная неблагоприятной демографической ситуацией в стране, накопительная система была вариантом для стареющего общества. В результате, когда дефицит Пенсионного фонда разросся до угрожающих для федерального бюджета размеров, было принято решение о частичном возврате к распределительному принципу. Неэффективность экономики и управления, воровство достигли таких масштабов, что при стабильно дорогой нефти выясняется, что у государства нет денег на выплаты смешных пенсий, а Председатель Правительства призывает затянуть пояса. Не свои — народа.
Хотя, отменяя накопительную часть пенсии, государство берет на себя повышенные социальные обязательства. Конечно, ПФР получит больше денег, которыми сможет пользоваться для, например, поддержки экономики, но в перспективе государство берет на себя обязательство платить намного более высокие пенсии будущим пенсионерам. Так вся ответственность перекладывается на плечи будущего Правительства, для которого эта ноша может оказаться неподъемной.
Поэтому сейчас государство в спешном порядке осуществляет новую пенсионную реформу, для этого меняя формулу страховой и накопительной части пенсии, период зачисления и расчета трудового стажа и обязывая все НПФ и УК пройти «тест на пригодность».
Но если одним из достоинств существовавшей еще вчера пенсионной системы была ее прозрачность, то новая система этого достоинства лишена. Теперь размер пенсии будет зависеть от ежегодных решений Правительства. Для тех, кому сегодня 35-40 лет, это второе масштабное изменение правил игры, которое не только дезориентирует, но и лишает остатков веры в то, что с государством можно иметь дело.
Интересно, что власть вместо реальных денег будущим пенсионерам предлагает балльную шкалу. То есть уже накопленные взносы переведут в абстрактные коэффициенты. И это будет происходить каждый год. В результате к моменту выхода на пенсию вы накопите некоторую сумму баллов. Затем ее умножат на стоимость одного балла в данном году, вот и получится пенсия, о размере которой сегодня можно только догадываться.
— Какие еще законопроекты Вы могли бы назвать положительными, с Вашей точки зрения, а какие отрицательными?
— Понимаете, было принято много законов и выделить из них положительные и отрицательные затруднительно.
Назову лишь некоторые важные законопроекты.
Во-первых, внесение изменений в Конституцию РФ, а именно: «О Верховном суде РФ и прокуратуре РФ». Речь идет о ликвидации Высшего арбитражного суда и о передаче его функций в юрисдикцию Верховного суда России. То есть будет высший объединенный судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и другим делам.
Кроме того, проект закона закрепляет в Конституции РФ, что заместители генерального прокурора РФ назначаются и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. А прокуроры субъектов РФ назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ.
К чему приведет такое переформатирование? Мое мнение такое: это очередная попытка укрепить власть в сфере суда и прокуратуры. Это будут полностью подчиненные структуры.
И я не голосовал за первое чтение законопроекта, так как считаю, что Высший арбитражный суд — это отлаженный механизм решения споров. И ликвидация, ну или преобразование его, обязательно породит сумбур, бюрократические проволочки и много чего еще. И только время покажет, как отразятся подобные «перетряхивания» Конституции.
Кстати, эксперты-юристы считают, что создание «суперсуда» приведет к тому, что преимущества второго потонут в недостатках первого. Что доверие к эффективности судебной системы будет подорвано, а участники экономических споров станут судиться за рубежом.
Еще отмечу закон о капремонте, внесенный Правительством РФ. В очередной раз расходы перекладываются на плечи граждан. Получится еще одна крупная государственная монополия с миллиардными оборотами, но не «естественная», как газовая или энергетическая, а созданная по указке «сверху». Таким образом, риски злоупотреблений повышаются многократно. Да и сама процедура формирования фонда не отвечает интересам конкретного жителя. Предложение начать собирать с людей 6-8 рублей за квадратный метр ежемесячно я считаю не правильным. Сумма взносов должна исходить от процента износа дома и быть не более одного рубля за квадратный метр в месяц. Так же есть вопросы к региональному оператору, который будет главным держателем всех счетов, где аккумулируются средства граждан. Поэтому мной предложены некоторые поправки в этот закон.
— Какие собственные законодательные инициативы и другие предложения Вы вносили в осеннюю сессию?
— В период этой сессии я внес три важных, на мой взгляд, законопроекта.
Основа экономики — это малый и средний бизнес, значит, интересы бизнеса необходимо защищать.
Ко мне обратилась общественная организация — ассоциация «Гильдия ювелиров России». Законодательство  создало проблемы для ювелиров там, где их быть не должно. Тем более что в настоящее время эта отрасль промышленности итак испытывает трудности. Речь идет о требовании идентификации покупателей в рознице при сумме покупки свыше 15 000 рублей. Причем это распространяется исключительно на ювелирную розницу. Логика непонятна. Законопроект увеличивает порог декларирования данных покупателя, начиная с покупки более 600 тысяч рублей.
Костромская область является центром ювелирной отрасли. В нашем регионе насчитывается более 300 ювелирных компаний с объемом до 40 процентов всего ювелирного рынка страны, и, безусловно, их проблемы для меня так же важны, как и проблемы других компаний, осуществляющих деятельность в нашем регионе.
 Также мной в соавторстве с другими депутатами подготовлен законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ (в части увеличения сроков принятия решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и возникновения обязанности по уплате взноса на капитальный ремонт)». Срок выбора вида накопления и оформление фонда гражданами продлен с 2 до 8 месяцев. За 2 месяца жители дома физически не смогут уложиться в отведенные законом сроки для выбора вида накопления средств на капитальный ремонт: либо через регионального оператора пользуясь общим фондом, либо через открытие индивидуального фонда дома.
Еще один мой законопроект позволит запретить продажу алкоголя в зданиях органов власти, в том числе в Госдуме. То есть расширит список мест, где законодательно запрещена продажа алкогольной продукции, включив в него здания органов государственной власти РФ, органов госвласти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения. Что называется, начинать всегда надо с себя! Если государство борется за трезвость — то показывайте пример!
— А что сейчас с нашумевшим законопроектом, где Вы являетесь соавтором, — «О некоммерческом найме жилья», который, по сути, может перевернуть весь коммерческий рынок недвижимости в России.
— Вы верно заметили, что с принятием этого закона ситуация на рынке недвижимости не сразу, но изменится. Это отразится как на очередниках, так и на стоимости покупки и аренды жилья. По сути, закон разрешает строительство и сдачу в аренду муниципального жилья с минимальной платой за его наем, значительно ниже рыночной. Воспользоваться этим жильем могут все желающие, в первую очередь очередники, учителя и врачи, молодые семьи и т.д. Сейчас стоимость аренды такого жилья в среднем по России 7-15 тыс. рублей в месяц в зависимости от субъекта Федерации. Напомню, что закон планируем принять скоро, значит, с Нового года он заработает.