IMG_5207.jpgКоммерческий директор ОАО «Строймеханизация» Илья Яхонтов — ровесник предприятия, созданного его отцом,  Альбертом Павловичем. Это серьезный честный семейный бизнес, давно вышедший за пределы Костромского региона.

Правда, Илья Альбертович предпочел сначала набраться трудового опыта за пределами родного предприятия и в «Строймеханизацию» пришел в 2008 году — как раз к началу мирового экономического кризиса.
— В трудное время, когда многие просто предпочли закрыться, как удалось компании «выкрутиться» в тяжелых экономических условиях?
— Строительным бизнесом заниматься всегда было непросто. Это не первые проблемные годы, которые пережила «Строймеханизация» — отец вырулил компанию на правильный курс, когда государство сняло все госзаказы и надо было перейти на полный хозрасчет. В 2008 году кризис, как лакмусовая бумажка, выявил лидеров и аутсайдеров рынка строительства. Стало понятно, кто и как переживал трудные времена, верно ли были выстроены бизнес-процессы в компании, правильно ли расставлены приоритеты, надежная ли команда подобрана.
Где все те гиганты рынка, которые тогда в Костроме строили? Где военные строительные компании? Все, их нет, закрылись, пропали. Из «китов» остались только мы да «Костромагорстрой», у которых тогда были просто бешеные объемы строительства в Москве и Подмосковье — это же они всю Ивантеевку строили. А вообще мы придерживаемся старой русской поговорки: «Терпение и труд все перетрут». Поэтому терпеливо работаем на общий успех.
— В чем же были и тогда, и сейчас конкурентные преимущества «Строймеханизации», которые позволили не  только пережить кризис, но и стать бесспорным лидером?
— Во-первых, у нас широкий спектр производственных услуг. Мы не только возводим жилые и промышленные объекты в Костромской области, но и реализуем проекты по всей территории центрального региона России, выполняем специализированные работы: строим котлованы, проводим бурильные работы, забиваем сваи, прокладываем лесные дороги и так далее. То есть если в кризис «встало» жилое строительство, то на всех других направлениях мы активно продолжали работу. «Строймеханизация» выступает и в роли генерального подрядчика, и заказчика, и застройщика.
Во-вторых, как бы ни было трудно, мы смогли в тот период значительно обновить наш парк строительной и специализированной техники и за счет этого сделать качественный рывок вперед. Без ложной скромности скажу, среди костромских компаний, и многих региональных строительных фирм в ЦФО, технически мы оснащены лучше всех.  
Сваебойки, экскаваторы, краны, вышки, самосвалы, другая тяжелая специализированная техника таких марок, как Hitachi, Comatsu, Isuzu, Caterpillar, MAN, Volvo, практически не ломается, имеет высочайший КПД, позволяет эффективно и быстро выполнять все работы. А сроки в строительном бизнесе — это главное! Тут умри, но сдай работы в срок. Сейчас автопарк настолько велик, что мы можем технику и в аренду сдавать, и продавать некоторые модели. Кому интересно, можно подробно прочитать про наш технопул на сайте http://stroymex.ru.
— А собственным жильем на выгодных условиях обеспечиваете работников «Строймеханизации»? И в каком доме или квартире живете сами? Кто ваше личное жилье строил?
— Да, у нас сапожник в сапогах: сотрудники при желании практически все обеспечиваются жильем собственного производства. Поэтому на каждом объекте работают, «как для себя». Что касается меня, то, конечно, строю дом для своей семьи. А сейчас мы живем в одном из жилых зданий, возведенных нашей компанией два года назад. Причем живу на мансардном этаже и все замечательно — никаких нареканий, никаких протечек или сквозняков, а вид какой отличный! Зря некоторые с сомнением относятся к мансардным квартирам — в них есть стиль и определенное очарование.
— Кстати, как сейчас обстоят дела на рынке первичного жилья Костромы? Строят мало или много?
— Строят заметно больше,  чем шесть лет назад, много «варягов» пришли в регион, плюс другие виды местного бизнеса открывают строительные  подразделения. Конкуренция высока, но при этом кардинального снижения цены на квадратные метры мы почему-то не наблюдаем.
— То есть конкуренты не демпингуют. Почему?
— Пробовало демпинговать Ивановское домостроительное объединение, но у них квартиры быстрее закончились, чем цена реально упала по городу. Прибежали перекупщики, забрали все, что было, и конечный потребитель уже у них приобретал жилье по среднерыночной  цене. Поэтому очень спорным мне кажется утверждение, что чем больше будет строиться жилья, тем дешевле оно станет.
Знаете вы или нет, но около 30%  нового жилья скупается людьми, которые в нем сами не нуждаются. Это такой вид вложения средств. Они либо таким образам пытаются спасти свои накопления, либо будут ждать повышения цен на жилье, чтобы продать его более выгодно, либо планируют сдавать.
— А с начала мировой рецессии у нас растут или остаются на том же уровне цены на строящееся жилье?
— Шесть лет прошло с начала кризиса. Давайте посчитаем. Возьмем среднестатистическую инфляцию в России в размере 6%, умножим на 6 лет, «набегает» 36 процентов.
Рассчитаем поправку цены на инфляцию: если в 2008 году цена жилья на этапе строительства была 38-40 тысяч рублей за квадратный метр (а готового от пятидесяти тысяч), то сейчас строящийся квадратный метр должен бы стоить 50-52 тысячи рублей. А цена реально не выросла — она у всех в районе  40 тысяч так и осталась. Получается, что шесть лет назад строить было намного выгоднее, чем сейчас.
— При этом энергоносители, стройматериалы и другие статьи производственных расходов за 6 лет выросли. Значит, доходность бизнеса на те же 36%  упала, так? Почему же продолжают строить?
— Да потому, что люди банально не знают, что делать с земельными участками, купленными в 2008-2009 годах. Многим кажется, что это настолько просто и настолько выгодно — строить! Вот и ввязываются, не всегда реально представляя, во что… Кстати, вы обратили внимание, что Кострома — один из немногих регионов в России, где нет судов по обманутым дольщикам? Был практически единичный случай с дольщиками  КТ «Социальная инициатива». Не понимаю людей, которые несут деньги в неожиданно возникшие фирмы!
— Люди иногда просто приходят в отчаяние от отсутствия своего угла, ищут самые дешевые варианты, боятся влезать в ипотеку — предпочитают снимать жилье…
— Ну и зря. Потому что аренда — самый невыгодный вариант. А покупка своей жилплощади вполне доступная  мечта, особенно если речь идет о новостройке без отделки. Давайте посчитаем. Приличная однокомнатная квартира в хорошем районе сдается в среднем за 10 000 рублей. Мы так же знаем, что возможно приобрести однокомнатную квартиру на этапе строительства за 1 200 000–1 500 000 рублей. Такой суммы нам хватит на оплату съемной квартиры на 10–12 лет, и то если владелец не поднимет вам плату. И вы будете платить эти деньги за чужую квартиру. А взяв ипотеку, могли бы уже платить за свою!
Кроме того, давайте посмотрим правде в глаза, покупка жилья — неплохая инвестиция. Банки постоянно придумывают различные акции по предлагаемым ипотечным займам и условия становятся все выгоднее и выгоднее. Например, у Сбербанка появилась интересная акция «12.12.12» — поищите информацию на их сайте, почитайте…
— Но ведь выплата по ипотеке будет больше десяти тысяч, раз мы такую сумму определи как среднюю стоимость аренды однокомнатной квартиры…
— Больше, но не в разы. Смотрите, если рассчитать ипотечный кредит на 12 лет за однокомнатную квартиру, стоимостью в полтора миллиона рублей, со ставкой в 12% годовых при первоначальном взносе в 25%, то ежемесячная выплата по ипотеке составит 14 775 рублей. Это подъемная сумма, особенно когда понимаешь, что это вложение в твое собственное благополучие, в собственную недвижимость.
В большинстве своем молодые костромичи, которые активно строят свои карьеры и нуждаются в собственном жилье, умеют экономить и откладывать деньги. За пару лет они способны накопить 250-300 тысяч, которых хватит на первоначальный взнос, который в большинстве банков составляет 15-20% от стоимости жилья.
Более того, на рынке вторичного жилья за такую сумму вы хорошую однокомнатную квартиру не купите.  Поэтому выгоднее вложиться в покупку нового жилья у надежного, зарекомендовавшего себя застройщика на этапе строительства по договору долевого участия — такая сделка защищена законом.
Хочу отметить, что чем отдаленнее срок сдачи объекта в эксплуатацию, тем дешевле жилье. И к моменту сдачи дома вы получите квартиру, которая на рынке уже стоит дороже, чем вы в нее вложили.  Это выгодно, как считаете?
— Однозначно выгодно. Вот я решилась приобрести жилье на этапе строительства. Как не обмануться со строительной компанией, особенно если вносишь деньги буквально под проект на голом месте?
— Надо просто посмотреть на историю компании, на ее объекты, изучить репутацию. Без ложной скромности скажу, «Строймеханизация» — это лидер областного рынка недвижимости. У нас порядка тридцати объектов, которые строятся в разных частях города.  Есть отдельные здания, и есть квартальные жилые застройки, как, например, Чернигинская набережная, Катино. Все они возводятся с автономным отоплением и горячим водоснабжением, что позволяет владельцам жилья экономить на коммунальных платежах,  не зависеть от начала отопительного сезона и графиков опрессовок ТЭЦ.
Чтобы не пополнить ряды обманутых дольщиков, придите на строительную площадку и все, что можно проверить, потрогайте и  пощупайте. Посмотрите, как и в каких условиях объект возводится, какой материал стен и так далее.
Если жилье в объекте продается «на стадии бумаги», изучите всю документацию продавца, по каким договорам работает компания и насколько ее документы соответствуют федеральному закону №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости».
Обязательно нужно приехать в офис продаж и пообщаться, посмотреть, насколько компетентные сотрудники там работают. Обратить внимание на сам офис компании. Солидная строительная фирма офис не арендует, а строит под себя.
— Как вот этот офис вы построили, на Симановского, 7?
— Да. Я считаю, нашего клиента мы должны принять на высшем уровне. Вдумайтесь, ведь у нас каждый покупатель — миллионер! Поэтому и обстановка офиса, и уровень обслуживания, и компетенция сотрудников должна соответствовать его покупке. Он тратит миллионы, и мы обязаны соответствовать уровню его ожиданий…
— Знаю, вы много путешествуете. Наверняка, восхищаетесь европейскими архитекторами и их проектами.  Когда возвращаетесь домой — глаз не «грустит», глядя на наши костромские новостройки?
—  Конечно, местного Гауди земля родная пока не родила. Но может, тут экстравагантность и не нужна? Наш глаз «воспитан» на канонах архитектурной классики. Ее и придерживаемся в своих проектах — они должны органично вписываться в облик любимого города.
Всегда предварительно делаем очень реалистичные 3D модели и кропотливо изучаем, какую цветовую гамму лучше использовать — отделочного ли кирпича, краски ли — чтобы получился цельный и красивый образ здания. Даже типовые проекты могут быть красочными и привлекательными.
Радует, что восстанавливают историческое архитектурное наследие. Буквально напротив нашего офиса — шикарные дома Третьякова. Здесь идет поток туристов, каждый их фотографирует и транслирует, так сказать, через сделанные фотографии образ Костромы на свое окружение, в социальные сети. Это же лицо нашего города — давайте сделаем его красивым!
— Вы, судя по всему, жизнерадостный человек? С таким азартом рассказываете про цвета и архитектурные формы…
— Знаете, что бросается в глаза, когда возвращаешься из-за границы? Какие мы все тут серьезные люди: не улыбаемся, ходим напряженно, смотрим хмуро. Солнце у нас светит мало, дома, в основном, серые, одежду носим мрачных тонов. Хочется принести в городское окружение яркие краски, вдохнуть жизнь! Город у нас очень хороший, с большим туристическим потенциалом.
Верю, что администрации — и городская, и областная — поддержат и разовьют разнообразные туристические проекты, чтобы привлечь больше гостей в Кострому. А то получается, что у нас все основные события приходятся на май-август, а потом восемь месяцев, как в зимней спячке, ничего не происходит крупного и интересного…
— Вижу, вы человек активный. Не понимаю, почему до сих пор не стали депутатом?
— Кстати, да — ни в областной, ни в городской думе нет представителей от строительной отрасли. Есть госслужащие,  есть представители от торгового бизнеса, ювелиры есть, сельхозпроизводители есть, а строителей нет. Так что нужно представителям строительных организаций объединяться и на следующие выборы выдвигать своих лидеров в городскую и областную думы.
Смотрите, все говорят о кадровом голоде и что надо привлекать в Костромскую область молодых грамотных специалистов — тех же врачей, учителей. Сколько лет им нужно копить на приобретение жилья? Если мы не можем им заметно поднять зарплату, давайте попробуем их «закреплять» через муниципальные программы?  Можно дать специалисту по контракту квартиру, с правом владения через 15-20 лет. И это прекрасный стимул, чтобы человек добросовестно работал по специальности.
— У вас есть какой-то девиз, которым вы руководствуетесь в жизни, в бизнесе?
— Ничего невозможного нет! Касается ли это работы или личных каких-то достижений — не важно. Не нужно бояться невозможных целей.
— Можете привести пример такого невозможного, что совершили?
— Да банально: как я уже говорил, мы смогли не просто выжить в кризис в 2008 году, но и стать компанией номер один на региональном рынке и лидером по ЦФО среди строительных организаций.
 Если говорить о невозможном из личных достижений, то вот — сыграл на сцене драмтеатра, в благотворительной постановке. Года полтора назад и в голову бы не пришло, что выйду на подмостки. Поэтому убеждаюсь каждый раз, что ничего невозможного нет.